Грудной возраст ребенка: особенности развития и нормы. Новорожденный (от момента рождения до одного месяца) - Библиотека - Доктор Комаровский Почему маленьких детей называют грудными

Младенчество — один из важнейших периодов развития малыша. С какого возраста начинается и когда заканчивается этот этап у грудничка? Какие основные стадии развития проходит дитя в период младенчества?

Временные рамки

Нижние границы младенчества специалистами считаются и определяются по-разному:

  • Одними врачами считается, что эти возрастные рамки начинаются непосредственно в момент появления дитя на свет и оканчиваются в годик. При этом внутри большого периода в 12 месяцев выделяется «подпериод», когда грудничка называют новорожденным.
  • Другие специалисты выделяют первый месяц жизни в отдельный этап, малыш в эти 4 недели считается новорожденным, а с 5 недели и вплоть до года — младенцем.

Поведение младенца разительно отличается от того, как себя ведет новорожденный. Если последний почти все время проводит во сне, то у грудничка этапы бодрствования все более и более насыщаются активной деятельностью. Именно поэтому, определяя, с какого возраста отсчитывать период младенчества, специалисты приходят к мнению, что правильно будет исходить с точки 4 недель — окончания новорожденности.

Такие возрастные рамки удобно разграничивают период адаптационного бездействия, которым в основном «занят» новорожденный в первые 4 недели, от этапа активного развития и познания дитя, длящегося 11 месяцев.

  1. Начало периода младенчества начинается после того, как новорожденным исполняется месяц, то есть непосредственно завершается этап новорожденности.
  2. Заканчивается период младенчества, когда малышу исполняется годик.
  3. Психологи, неврологи и педиатры делят младенчество на несколько важных этапов. Одни из специалистов разделяют этот период почти поровну, по полугодиям, другие — по кварталам, то есть по 3 месяца.

Грудничок за первый год жизни развивается колоссальными темпами, причем это касается и физиологической, и физической и психологической стороны. В первые полгода происходит словно подготовка крохи к «рекордам»: его органы налаживают свою работу, мышцы постепенно избавляются от гипертонуса, нервная система развивается, а мускулатура наращивается. Незадолго до 6 месяцев малыши начинают активно применять накопленные навыки — учатся переворачиваться, а затем и ползать, без устали общаются со взрослыми и исследуют мир вокруг себя.

Физиологическое развитие

Все родители, отмечая первый день рождения дитя, с интересом просматривают фотографии и видео, накопившиеся за год, и поражаются тому, как сильно изменился малыш и как он подрос за период младенчества.

И действительно, темпы роста у грудничка весьма интенсивные, ежемесячно ребенок подрастает на 3 см в первые полгода и на 2-1 см во втором полугодии. В целом за период младенчества длина тела дитя увеличивается в 1.5 раза.

Двигательное развитие

Грудничок в первые полгода постепенно учится владеть собственным телом и, хоть и медленными темпами, но достигает хороших результатов:

  • в два месяца он может приподнимать грудь, лежа на животике;
  • в трехмесячном возрасте грудничок делает попытки дотянуться до объекта и схватить его;
  • к 5-6 месяцам малыш хватает объекты, притягивает их к себе;
  • грудничок может присаживаться с поддержкой, переворачиваться и пробует ползти.

Двигательное развитие крохи во вторые полгода продолжает проходить активными темпами: освоенные навыки закрепляются, из них вырастают новые физические достижения младенца.

  • После полугода ребенок осваивает ползание, перевороты и может садиться самостоятельно;
  • процесс ползания постепенно трансформируется: «пластунское» передвижение за 2-3 месяца перерастает в быстрый бег на четвереньках;
  • к 9 месяцу малыши могут вставать с поддержкой, а также передвигаться стоя, удерживаясь за бортики кроватки или постель;
  • к 11 месяцам вестибулярный аппарат крохи начинает более-менее нормально функционировать, и теперь ребенок может самостоятельно стоять, ни за что не держась, и даже делает несколько шагов.
  • к годику большинство детей уже могут ходить, хоть и делают это не вполне уверенно.

Описанные двигательные навыки, которыми грудничок должен овладеть, не имеют строгой привязки к срокам: существуют только статистические данные здоровых младенцев, собранные ВОЗ. Каждый малыш развивается по-своему, перепрыгивает этапы ползания или переворотов, поэтому не переживайте, что кроха не освоил что-то до какого-то определенного возраста. Если малыш в целом активен, пробует ходить в 11 месяцев, пропустив передвижение на четвереньках, — такое развитие считается нормой.

Психическое развитие

Помимо овладевания двигательными навыками и колоссальной прибавки роста и веса, период младенчества характеризуется активным познавательным и эмоциональным развитием грудничка.

  1. Постепенно развивается память: ребенок запоминает лица, игрушки и составляет причинно-следственные связи между действиями и их последствиями.
  2. К 4 месяцам у детей начинают ярко проявляться эмоции: удивление, радость, страх.
  3. За период младенчества сильно меняется отношение грудничка к незнакомым: во втором полугодии доброжелательность резко сменяется настороженностью и боязнью.
  4. К полугоду возникает психологический кризис, и ребенок чрезмерно привязывается к матери, не желая ее отпускать ни на шаг.
  5. Общение с близкими также проходит большой путь: от младенческого комплекса оживления к активному общению.
  6. Постепенно малыш осознает, что можно чего-то добиться с помощью взрослых: увидеть что-то высокое вблизи, получить в распоряжение далеко располагающийся предмет, — и всеми способами (жестами и речью) ребенок просит родителей помочь ему.
  7. Речь ребенка развивается на протяжении всего периода младенчества, начиная с гуления и артикуляционных забав в первое полугодие и заканчивая собственным «языком» и десятком узнаваемых простых слов к году.

МИР РЕБЕНКА

Новорожденный младенец воспринимает окружающий мир как поток быстро сменяющихся ощущений. Все чувства, звуки, образы для него незнакомы и не связаны между собой. У малыша нет чувства времени, ощущения и он не может отделить себя от окружающего мира. В его системе мышления отсутствуют причина и следствие. События происходят как бы сами по себе, независимо друг от друга. Ребенок испытывает голод и слышит собственный плач. Рождается ли этот крик внутри его существа или доносится откуда-то извне? Может быть, и плач, и чувство голода исчезают потому, что пришла мама? Ребенок не знает ответа и не может задать вопрос...
Поскольку расстройство вызывает плач, а за плачем следует утешение, в сознании ребенка постепенно выстраивается связь между этими событиями. Он видит вас у своей кроватки и уже чувствует, что сейчас наступит ощущение комфорта и покоя. Спустя какое-то время малыш начнет интуитивно ощущать себя в безопасности, зная, что его желания будут удовлетворены. По мере того как возрастает доверие ребенка к вам, в вас крепнет уверенность в своих силах. Вы уже способны верно оценить его склонности, знаете его сильные стороны, можете приспособиться к темпу развития малыша и удовлетворить его потребности. Теперь вы становитесь самым важным человеком в его жизни, который понимает его нужды и характер.
В течение первых дней и недель крепнут узы любви между вами и малышом. Эти теплые и нежные отношения станут для него первым уроком любви. На протяжении всей своей жизни он будет черпать из них энергию и строить на их основе взаимоотношения с окружающим миром.

Двигательные навыки

Новорожденный младенец не в состоянии самостоятельно принимать пищу или передвигаться, но он далеко не беспомощен. Он вступает в мир, имея в запасе достаточно большой набор способов поведения, основанных на безусловных рефлексах. Большинство из них жизненно важны для малыша. Например, если новорожденного ребенка погладить по щеке, он поворачивает головку и ищет губами соску. Если соску положить в рот, ребенок автоматически начнет сосать ее. Другой набор рефлексов защищает ребенка от физических повреждений. Если малышу прикрыть нос и рот, он будет вертеть головкой из стороны в сторону. Когда к его лицу приближается какой-либо предмет, он машинально моргает глазами.
Некоторые рефлексы новорожденного не имеют жизненно важного значения, но именно по ним можно определить уровень развития ребенка. Осматривая только что родившегося младенца, врач-педиатр держит его в разных положениях, неожиданно издает громкие звуки, проводит пальцем по ступне малыша. По тому, как ребенок реагирует на эти и другие действия, врач убеждается, что рефлексы новорожденного нормальны и нервная система в порядке.
В то время как большинство рефлексов, присущих новорожденному, исчезают в течение первого года жизни, часть из них становится основой для приобретенных форм поведения. Сначала ребенок сосет инстинктивно, но по мере приобретения опыта он приспосабливается и изменяет свои действия в зависимости от конкретных условий. То же самое можно сказать и о хватательном рефлексе. Новорожденный младенец каждый раз одинаково сжимает пальцы независимо от того, какой предмет положить ему на ладонь. Однако когда малышу исполнится четыре месяца, он уже научится контролировать свои движения. Сначала он сосредоточит внимание на предмете, затем протянет руку и схватит его.
Мы склонны считать, что все новорожденные начинают свое развитие с одинаковой исходной точки, однако они заметно отличаются друг от друга по уровню двигательной активности. Некоторые дети удивительно вялы и пассивны. Лежа на животе или на спине, они остаются почти неподвижными до тех пор, пока их не приподнимут и не переложат. Другие, наоборот, проявляют заметную активность. Если такого ребенка положить в кроватке лицом вниз, он будет медленно, но упорно двигаться к ее изголовью, пока не упрется в самый угол. Очень активные дети могут рефлекторно переворачиваться с живота на спину.
Еще одно важное различие у новорожденных - уровень мышечного тонуса. Некоторые дети выглядят очень напряженными: их коленки постоянно согнуты, руки плотно прижаты к телу, пальцы крепко сжаты в кулачки. Другие - более расслаблены, мышечный тонус конечностей у них не такой сильный.
Третье различие между новорожденными заключается в степени развития их сенсорно-двигательного аппарата. Некоторых детей, особенно маленьких или тех, которые родились преждевременно, очень легко вывести из состояния равновесия. При любом, даже самом незначительном шуме они вздрагивают всем своим существом, а их руки и ноги начинают беспорядочно двигаться. Иногда без всякой видимой причины по их тельцу пробегает дрожь. Другие малыши с самого рождения выглядят хорошо развитыми. Они как будто знают, как положить руку в рот или рядом со ртом, и часто делают это, чтобы успокоиться. Когда они шевелят ножками, их движения упорядочены и ритмичны.
Разные уровни развития двигательных навыков, мышечного тонуса и сенсорно-двигательного аппарата, которые наблюдаются у новорожденных, отражают особенности в организации нервной системы. Дети, которые активно ведут себя, хорошо развиты и имеют нормальный мышечный тонус, считаются у родителей легкими детьми. За пассивными, слаборазвитыми детьми с вялым или, наоборот, слишком напряженным мышечным тонусом, который наблюдается первые месяцы жизни, гораздо труднее ухаживать. К счастью, благодаря заботливому уходу и терпению родителей, большинство детей преодолевают эти трудности и в своем развитии быстро догоняют сверстников.

Способность видеть, слышать, чувствовать

Ребенок появляется на свет с врожденным репертуаром реакций, помогающих ему приспособиться к окружающему миру. Он щурит глаза, когда зажигается яркий свет или какой-нибудь предмет приближается к его лицу. На небольшом протяжении он может прослеживать взглядом двигающийся предмет или человеческое лицо.
Новорожденный ребенок обладает также врожденной способностью через свои ощущения получать новую информацию. Любопытно, что он даже проявляет определенные предпочтения среди того, что видит. Как правило, младенцы предпочитают конфигурации с выраженной точкой и их особенно привлекают движущиеся предметы и сочетания черного с белым. Задумайтесь над тем, какими удивительными свойствами обладает глаз человека. Трудно удержаться от вывода, что в ребенке изначально заложена уникальная способность устанавливать зрительный контакт со своими родителями.
Наряду с врожденными зрительными способностями, новорожденный обладает также замечательным слухом. Мы не только уверены в том, что малыш слышит с момента рождения, но есть все основания предположить, что он слышит, еще находясь в утробе матери. Новорожденный поворачивает головку в ту сторону, откуда доносится звук, особенно если это незнакомый ему звук, и, наоборот, отворачивается от повторяющихся, громких или непрерывных звуков. Еще более поражает тот факт, что ребенок в состоянии отличить человеческий голос от любого другого звука. Иными словами, кроме врожденной способности смотреть вам в глаза, в ребенке заложена также способность слышать ваш голос. Однако несмотря на то, что новорожденный в состоянии воспринимать звук и поворачиваться в ту сторону, откуда он доносится, его зрительная и слуховая системы недостаточно скоординированны. Если ребенок слышит шум, источник которого находится прямо перед ним, он не станет инстинктивно искать его взглядом. Для развития такой координации необходимо время. Давая ребенку возможность познакомиться с предметами, которые привлекают его внимание и своим видом, и своим звуком, родители закладывают в сознании малыша основу для способности связывать увиденное с услышанным.
До сих пор речь шла о способности ребенка видеть и слышать. Теперь настала пора поговорить о других ощущениях: о вкусовых, об обонянии и осязании. Дети любят сладкое и отказываются от соленой, кислой и горькой нищи. Кроме того, они отворачиваются от сильных и резких запахов.
Известно также, что новорожденные реагируют на разного рода прикосновения. В то время как энергичное растирание махровым полотенцем возбуждает малыша, ласковый массаж способен его усыпить. Проводя по тельцу кончиками пальцев или кусочком мягкой шелковой ткани, можно привести его в состояние спокойного бодрствования. Малышу особенно приятно ощущать прикосновение человеческой кожи. Многие мамы, кормящие детей грудью, рассказывают, что младенец начинает активнее сосать, если его рука лежит у матери на груди.
Мы описали несколько типичных способов того, как дети реагируют на разного рода стимулы, когда реакции ребенка на них проявляются по-разному, в зависимости от конкретных условий. Д-р Прехтль и д-р Бразельтон, а также другие исследователи, изучающие новорожденных, отмечают, что у детей имеются разные уровни возбудимости. Этим уровнем возбудимости обусловливаются особенности поведения детей. Проснувшись, ребенок может находиться в спокойном бодрствовании или активном бодрствовании, а может кричать или плакать.
Каким образом новорожденный реагирует на происходящее в окружающем мире, больше всего зависит от степени его возбуждения. Ребенок, находящийся в состоянии спокойного бодрствования, услышав звонок, моментально остановит свои действия и попытается повернуться в сторону раздавшегося звука. Тот же малыш в возбужденном или раздраженном состоянии может просто не заметить звонка.

Понимаем своего ребенка

Период младенчества - время, когда и ребенок и родители приспосабливаются друг к другу. Забота о малыше заставляет взрослых по-новому организовывать свой распорядок дня. Новорожденный как физически, так и психологически адаптируется к жизни вне материнского тела. Неотъемлемой частью этого процесса является саморегуляция ребенка. Он учится самостоятельно регулировать степень своей активности, так чтобы плавно переходить от состояния сна к бодрствованию и наоборот. В первые недели после рождения ребенка много сил у вас будет уходить на то, чтобы помочь малышу освоить эти переходные состояния.
Бодрствующий ребенок реагирует на звуки, пристально глядя на лица окружающих, и кажется, что у него внимательный и разумный взгляд. В такие моменты энергия малыша направлена на то, чтобы воспринимать информацию, и тогда у родителей появляется возможность заниматься и общаться с ним. Однако слишком интенсивные упражнения могут утомить ребенка. Новорожденный не может сам выйти из состояния возбуждения. Поэтому особенно важно, чтобы родители вовремя почувствовали, что малышу необходим отдых. Если его ротик морщится, кулачки сжимаются и он нервно перебирает ножками, значит пришла пора отдохнуть.
Периоды активности и покоя в жизни ребенка должны перемежаться. Правильно составив распорядок дня, вы поможете своему малышу естественным способом переходить от одного состояния к другому. После кормления, например, можно подержать его в вертикальном положении, прислонив к плечу, или, взяв на руки, тихонько покачать.
Иногда ребенок может прийти в состояние покоя и после сильного крика. Если проснувшийся малыш начинает капризничать и видно, что он вот-вот расплачется, родители, как правило, всячески пытаются этого не допустить. Однако в некоторых случаях целесообразнее будет дать возможность покричать как следует. Видимо, плач снимает у ребенка напряжение и помогает ему перейти из одного состояния в другое. Даже если сразу после дремы он заплачет, пропустив состояние спокойного бодрствования, наплакавшись он может обрести его.
Однако, как правило, новорожденному бывает очень трудно выйти из состояния крика без посторонней помощи. Всем детям нужно помочь успокоиться. Однако при этом к каждому из них необходим индивидуальный подход.
Одни дети затихают, если родители заботливо берут их на руки или заворачивают в теплое мягкое одеяльце. Другие, наоборот, раздражаются при любом ограничении свободы и гораздо быстрее успокаиваются, когда их кладут на плоскую поверхность, не укрывая и не препятствуя их движениям. Большинству детей нравится, когда их носят или качают. Однако к каждому малышу необходимо иметь свой подход. Подумайте, какие из перечисленных способов лучше всего подходят вашему ребенку.
. Ходить по комнате, прижав малыша к плечу.
. Держать ребенка на весу, покачивая из стороны в сторону.
. Держать его у плеча и ритмично похлопывать по спинке.
. Положив ребенка себе на колени, ритмично двигать ими вверх и вниз или из стороны в сторону, или ласково похлопывать малыша по ягодицам.
. Сидя в кресле-качалке, положить ребенка лицом вниз себе на колени или, прижав к плечу, держать в вертикальном положении, медленно раскачиваясь.
. Быстро и ритмично раскачиваться в кресле-качалке.
. Положить ребенка в коляску и катать ее взад и вперед.
. Прогуляться, положив ребенка в коляску или в специальный рюкзачок.
. Положить ребенка в подвесной домашний гамачок и тихонько покачать.
. Покатать ребенка в машине.

Звуки, так же как и движения, действуют на детей успокаивающе, но и здесь у малышей есть свои предпочтения. Некоторые быстрее успокаиваются, когда слышат непрерывные звуки тиканье часов, шум стиральной машины, звуки, имитирующие биение сердца, и т. д. Другие лучше реагируют на негромкий разговор, монотонное пение или тихий шепот. Есть и такие дети, которым нравится музыка - колыбельные, записи классических произведений, мелодии из музыкальных шкатулок.
До сих пор мы говорили о том, как заботливые и любящие родители помогают новорожденным адаптироваться в жизни вне материнской утробы. В свою очередь ребенок также оказывает влияние на жизнь взрослых. Он помогает им приспособиться к их новой роли - родителей. С рождением ребенка они приобретают новый социальный статус, и между ними и малышом строятся очень тесные отношения.
Ребенок может сообщить о своем внутреннем состоянии только двумя способами - улыбаясь и плача. Процесс развития этих способов практически одинаков. В первые недели жизни малыша они возникают как бы сами собой, что отражает его реакцию на те физиологические процессы, которые происходят в его организме. Крик является признаком дискомфорта или боли, улыбка - свидетельством того, что ребенок находится в состоянии покоя и получает удовольствие. Постепенно баланс начинает смещаться. Плач и улыбки все больше регулируются внешними факторами, и в результате ребенок начинает, конечно, еще без слов, непосредственно общаться с родителями.
Особенно интересно наблюдать, как меняется улыбка в первые один-два месяца жизни ребенка. Первоначально блуждающая улыбка появляется на личике малыша во время сна. Затем в возрасте двух недель он начинает улыбаться, когда его глаза открыты, что обычно происходит после кормления. При этом улыбка, как правило, сопровождается стеклянным отсутствующим взглядом. К третьей-четвертой неделе в улыбке происходят качественные изменения. Ребенок реагирует на громкий голос родителей, с которыми у него устанавливается визуальный контакт, и в конце концов младенец награждает взрослых вполне осознанной улыбкой.
Ребенок, который большую часть времени доволен, спокоен и находится в контакте с окружением, вселяет в родителей уверенность и оптимизм. Нервный и капризный малыш, которого нелегко успокоить, несмотря на заботливое отношение взрослых, доставляет им гораздо больше проблем. Те родители, у которых появился первенец, нередко связывают раздражительность ребенка с тем, что они неопытны и не умеют правильно с ним обращаться. Как только они поймут, что повышенная возбудимость малыша зависит от внутренних физиологических процессов, происходящих в его организме, они вновь обретут уверенность в себе. Это поможет им пройти через испытания, которые ожидают их в первые недели жизни ребенка. Методом проб и ошибок родители приобретают опыт и находят собственный способ успокаивать своего малыша - пеленать, энергично укачивать или же просто дать возможность ему какое-то время как следует покричать, пока он не уснет. Очень важно, чтобы родители с самого начала понимали, что трудности, испытываемые ребенком в первый год жизни, никак не связаны с особенностями его поведения и характера в будущем.
В течение первого месяца жизни малыша большинство родителей испытывают подчас отрицательные эмоции. Молодая мать, страдающая от постоянного детского плача, измученная родами и бессонными ночами, может впасть в депрессию или стать раздражительной по отношению к другим членам семьи. Отцу, несмотря на его горделивую улыбку, может иногда казаться, что младенец не только ограничивает его свободу, но также лишает внимания и заботы жены. По мере того как дети взрослеют, их сон длится дольше, а родители приспосабливаются к другому распорядку дня. По окончании первого трудного периода, когда только складываются отношения между родителями и малышом, члены семьи в полной мере смогут вознаградить друг друга радостью общения.

КАК ЗАНИМАТЬСЯ С НОВОРОЖДЕННЫМ

Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течение первого месяца его жизни, - приспособиться к условиям вне материнского организма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вести себя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периоды активного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию, редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия с новорожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такая возможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении. Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомите малыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать.

Практические советы

Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно
Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его брали на руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые дети нервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает, что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детский рюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может стать вялым и апатичным.
Меняйте положение ребенка
Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть он какое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь в разных положениях, малыш научится двигать руками и ногами.
Детский календарь
Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь и карандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашего ребенка.
Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом
Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он в состоянии выразить свою радость.
Не бойтесь избаловать ребенка
Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышу достаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вам лишний раз.
Обращайтесь с малышом бережно
Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном, надежном автомобиле.

Время игр

Зрение
Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку
В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, он остановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет у ребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиеся музыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей.
Перемещайте фонарик взад и вперед
Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите им из стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержит взгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком.
Покажите язык
Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда те высовывают язык. Попробуйте проделать это.
Слух
Повесьте колокольчик
Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как он двигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивое увиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, то сначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет.
Танцуйте под музыку
Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которым он уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонько пританцовывая.
Потрясите погремушкой рядом с малышом
Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначала сделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, что звук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазами источник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухих горошин, получится отличная погремушка.)
Осязание
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку
Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит их пальчиками.
Упражнения
Упражнения для ног
Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки или манежа вполне подойдет). Позвольте малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнет плакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая.

Повседневные дела

Время кормления
Сохраняйте хорошее настроение
Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесь делать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно. Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому не делайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения, чтобы не потерять доверие ребенка.
Протяните руку и дотроньтесь
Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук, тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежными прикосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие, услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь, отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать.

Купание
Первые ванночки
Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, прежде чем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте, ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и ему нужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце.
Общение через прикосновения
После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем или растительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни, спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится в хорошем расположении духа.
Пеленание/одевание
Поцелуи в животик
Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на руках и ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознавать части своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствует вашу любовь.
Разденьте ребенка
Не кутайте малыша. Если в комнате 20-25 градусов, он будет хорошо себя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют и ощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло.

Время отдыха
Включите ребенку радио
Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведите музыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его.
Запишите на пленку шум стиральной машины
Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки, запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул, который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть.
Дайте малышу музыкальную игрушку
Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна с мягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этого процесса.
Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут в кроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть.
Используйте пустышку
Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возраста привыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенок отказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только на несколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать, найдите другой способ.
Прогулка в коляске
Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске. Постоянное движение поможет ему заснуть.
Игра теней
Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу - мягкий свет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающих предметов.
Пеленки и мягкие подушки
За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спать в тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать или обложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которые можно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабжены специальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнского сердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь в утробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.

Грудной возраст считается с момента рождения и до исполнения 12 месяцев. Это период изумительных скачков (роста и развития), трудных проблем ухода (питания, чистоты) и предупреждения специфических заболеваний (рахит, анемия, инфекции).

Двигательность (мотричность). Вначале положение грудного ребенка подобно положению во время внутриутробной жизни, характеризующемуся преобладанием тонуса сгибания конечностей. Спонтанные движения имеют характер «работы педалями» и охватывают совместно или в короткой последовательности все четыре конечности. Постепенно из этого «двигательного хаоса» кристаллизуются отдельные целесообразные движения.

Последовательность движений дифференцируется в определенном порядке: сверху вниз и от основания к концу конечности. Рефлекторные движения, с которыми рождается ребенок, постепенно заменяются выученными, произвольными движениями. Наиболее важными этапами являются следующие:

  • в возрасте 3-4 недель: ребенок координирует движения глазных яблок; устремляет взгляд на некоторые светящиеся или на цветные двигающиеся предметы; если положить ребенка на живот, он подымает голову;
  • в возрасте 2 месяцев: лежа на животе, ребенок подымает голову и плечи;
  • в возрасте 3 месяцев: ребенок держит голову, когда его подымают вверх;
  • в возрасте 4-5 месяцев: когда лежащего на спине ребенка подтягивают за руки, он держит голову самостоятельно;
  • в возрасте 5-6 месяцев: ребенок поворачивается с живота на спину;
  • в возрасте 6-7 месяцев: ребенок сидит при минимальной опоре, протягивает руку, чтобы схватить тот или иной предмет;
  • в возрасте 7-8 месяцев: ребенок поворачивается со спины на живот;
  • в возрасте 8-10 месяцев: ребенок ползает на четвереньках, стоит на ножках при помощи опоры;
  • в возрасте 10-12 месяцев: стоит на ногах без опоры, подымается, опираясь на окружающие предметы;
  • в возрасте И-15 месяцев: делает первые шаги самостоятельно.

Восприятие

В первые недели жизни поведение грудного ребенка обусловлено удовлетворением своих основных нужд в: теплоте, тишине, сытости.

Ребенок реагирует «отрицательно» главным образом через плач, когда эти нужды не удовлетворяются, то есть когда ему холодно или он голоден, или когда его покой нарушается чрезмерно интенсивными слуховыми или зрительными возбудителями.

Глазами ребенок фиксирует и следит, рано замечает те или иные предметы и дифференцирует их от других окружающих предметов.

Важным органом познания (ориентации) является рот (лижет, сосет, кусает предметы); при помощи рта грудной ребенок познает значительную часть окружающего мира.

Руки вначале случайно касаются предметов; через некоторое время они хватают воспринятые взглядом предметы. Начинается упражнение, координированное экспериментирование: глаза-рука, рука-глаза. Таким образом ребенок учится узнавать собственное тело, отграничивать его от окружающей среды.

Помимо основных нужд возникает все увеличивающаяся потребность в движении (контакт со средой). Она удовлетворяется когда у ребенка имеется разнообразие обстановки и когда ему обеспечивается постоянное общение с окружающими взрослыми.

Речь

Начиная с 3-месячного возраста можно различать разные образы «выражения». В зависимости от природы издаваемых звуков можно делать выводы о том, как чувствует себя ребенок (после еды, после ванны). Вначале он лепечет, а к 6 месяцам произносит дифференцированные звуки, повторяет, «бормочет» со слюной, пробуя свои возможности.

В 8-9 месяцах ребенок имитирует слоги «та-та», «да-да», «на-на», «па-па», «ма-ма». Одновременно он проявляет повышенное внимание и интерес к речи. Так, например, он приостанавливает действие, когда ему говорят «нет-нет», поворачивает голову когда ему показывают какой - нибудь предмет в комнате или лицо одного из родителей, или же повторяет, когда ему говорят «па-па».

Социальный контакт

Первая положительная реакция по отношению к взрослому выражается в течение 2-го месяца жизни через улыбку. Во второй половине первого года жизни ребенок осуществляет все более активный контакт со взрослыми при помощи взгляда, звуков, жестов. Он отличает знакомые лица от незнакомых; по отношению к чужим лицам большинство грудных детей проявляет реакцию защиты и страха (страх перед чужим), нередко в сочетании со страхом расставания (ребенок кричит каждый раз, когда мать его покидает).

Он имитирует звуки и жесты взрослых. И в этом поведении ребенка выражается его потребность в деятельности, которая проявляется у него и в ритме сна-бодрствования.

Малый грудной ребенок спит около 20 часов в сутки, просыпаясь через сравнительно регулярные промежутки времени - днем и ночью - на короткое время для кормления; после 6 месяцев ребенку необходимо спать 16 часов, из которых 12 ночью и только 4 в течение дня.

В этой, стадии взрослые имеют, помимо обязанностей, связанных с уходом и заботой о ребенке, и роль стимулирующего фактора и «товарища по играм».

По истечении первого года жизни достигнута важная степень развития. Ребенок стоит на ногах, делает самостоятельно несколько шагов и активно проникает в окружающий мир. Он широко использует обе руки, чтобы орудовать различными предметами. Он понимает простые фразы, произносит простые слоги и слова, ищет общество других лиц и имитирует их жесты, может выполнять простые указания при помощи собственного мышления.

Грудной ребёнок

ребёнок до конца первого года жизни. С момента рождения и перерезки пупочного канатика у ребёнка прекращается непосредственная связь с организмом матери, и он вступает в свой первый период жизни - период новорождённости (см. Новорождённый ребёнок). Со 2-го мес начинается второй период жизни - период грудного возраста, продолжающийся до конца первого года. В этот период происходит усиленное развитие функциональных способностей всех органов и систем организма ребёнка. Наиболее характерной особенностью грудного возраста является увеличение роста и нарастание массы тела Г. р.

Длина тела доношенного новорождённого в среднем равна 50 см . Мальчики обычно несколько крупнее девочек. За первый год жизни рост ребёнка увеличивается на 25 см . Наиболее энергично увеличение роста идёт в первую четверть года, когда ежемесячная прибавка его равняется 3 см . Во вторую четверть года рост увеличивается на 2-2,5 см в месяц, в третью - на 2 см и в четвёртую -на 1,5 см . Законы увеличения массы тела те же, что и роста: чем моложе ребёнок, тем интенсивнее идёт прибавка его массы. В течение 1-го мес жизни масса ребёнка увеличивается на 600-700 г , на 2-м мес - на 800-1000 г . Для 1-го полугодия средняя месячная прибавка массы - 600 г , для 2-го - 500 г . К 5-6 мес Г. р. удваивает свою первоначальную массу, к году утраивает.

Органы пищеварения Г. р. приспособлены к перевариванию женского молока (См. Молоко) и только постепенно получают способность усваивать другую пищу. Для усиленного обмена веществ и роста тканей организму Г. р. требуется в 2-2,5 раза больше пищи на 1 кг массы тела, чем взрослому. Нагрузка на органы пищеварения повышенная и, вследствие незрелости пищеварительного тракта, особенно при неправильном вскармливании (См. Вскармливание), вызывает желудочно-кишечные расстройства и нарушения обмена веществ. Количество слюны увеличивается к 3,5-4-6 мес жизни. Ёмкость желудка у новорождённого в среднем 30-35 мл , за каждый месяц возрастает на 20-25 мл , к 3 мес достигает 100 мл , а к году - 250-350 мл .

Испражнения здорового Г. р. золотисто-жёлтого цвета (на воздухе зеленеют). При искусственном вскармливании стул более светлого цвета, иногда с серовато-глинистым оттенком, может иметь гнилостный запах. В первые недели жизни опорожнение кишечника происходит 4-5 раз в сутки, позже - 2-3 раза, к концу 1-го года - 1-2 раза (при искусственном вскармливании - реже). Нечастые срыгивания небольшими порциями молока свойственны всем детям. Обильные срыгивания после каждого кормления обычно бывают при заглатывании ребёнком во время сосания большого количества воздуха. В таких случаях достаточно бывает после кормления придать ребёнку на несколько минут вертикальное положение и подождать, пока выйдет воздух (отрыжка). Рвота бывает при переедании; рвота, возникающая через час после кормления, указывает на заболевание Г. р. Зелёные испражнения с мелкими белыми комочками также могут быть при переедании, а наличие других признаков (частый стул, водянистые испражнения с примесью слизи и крови, падение веса, рвота, вздутие живота, повышение температуры тела) свидетельствует о болезни. Первые, молочные, зубы появляются у большинства здоровых детей на 6-8-м мес жизни. К году у ребёнка должно быть 8 зубов. Прорезывание зубов , как правило, никаких заболеваний не вызывает.

Органы дыхания Г. р. несут повышенную нагрузку, т. к. потребность в кислороде у Г. р. больше, чем у взрослого, вследствие интенсивного обмена веществ. Число дыханий в 1 мин у ребёнка в возрасте от 2 недель до 6 мес - 40-45, от 6 до 7 мес - 35-40 и от 7 до 12 мес - 30-35 (у взрослого - 16-20), поэтому и количество воздуха, пропускаемого через лёгкие (газообмен), относительно больше, чем у взрослого. На одно дыхательное движение у новорождённых в среднем приходится 2,5-3 пульсовых удара, а к концу года - 3-4 удара. температура тела у детей 1-го года жизни на 0,3-0,4 °С выше, чем у взрослых.

Для Г. р. характерны пониженная возбудимость и лёгкая утомляемость коры головного мозга. Чувство вкуса развито уже у новорождённого; на 3-м мес здоровый Г. р. довольно тонко дифференцирует основные вкусовые раздражители. Чёткая дифференцировка запахов развивается к 4-му мес жизни. Кожная чувствительность у Г. р. выражена хорошо.

Окружность головы, равная у новорождённого 34-36 см , особенно интенсивно увеличивается в течение первых месяцев жизни; к концу года она достигает в среднем 46 см . На черепе прощупываются места, где есть т. н. Роднички . Большой родничок закрывается (зарастает) к концу 1-го года жизни. Окружность груди у мальчиков, как правило, больше, чем у девочек. У новорождённого окружность груди на 2-4 см меньше окружности головы, а к концу года уже превышает её, равняясь в среднем 51 см . Позвоночник Г. р. очень неустойчив и при раннем переводе ребёнка в вертикальное положение, усаживаний, при ношении ребёнка на одной руке легко подвергается искривлению (см. Искривление позвоночника).

Нормально развивающийся здоровый Г. р. на 2-м мес начинает держать голову. Лёжа на животе, приподнимает грудь, поворачивает голову на звук. В ответ на разговор с ним улыбается. К 3 мес объём движений увеличивается. Г. р. улавливает направление звука; хорошо держит голову; переворачивается со спины на бок; тянет предметы в рот. В 4 мес берёт и удерживает предметы, поворачивается со спины на живот, лёжа на животе, поднимается на руках, опираясь на ладони. В 6 мес может сидеть без посторонней поддержки, переворачивается с живота на спину, пытается ползать, произносит отдельные слоги: «ба», «ма» и т. д. В 7 мес встаёт на колени, цепляясь за сетку кровати; ползает. К 9-10 мес стоит без опоры, ходит с поддержкой, к году обычно ребёнок ходит без неё. С 10 мес начинает произносить простые слова: «мама», «баба», «дай» и т. д. К году запас слов составляет 8-12. Ласковый разговор взрослого с ребёнком стимулирует развитие его речи.

Рост и развитие Г. р. идут нормально только при правильно организованных вскармливании, уходе и правильном воспитании. С 1,5 до 3 мес Г. р. следует кормить через 3,5 ч, а после 3 мес - через 4 ч . До 3 мес ребёнок съедает пищу, по количеству составляющую 1 / 2 массы его тела; в возрасте от 3 до 6 мес количество принимаемой пищи составляет 1 / 6 , а после 7 мес - 1 / 7 массы тела Г. р. С месячного возраста ребёнок должен получать натуральные соки (начинают с нескольких капель, доводят до 1 чайной ложки 3 раза в день к 3 мес и 50 г в сутки к 5 мес ). С 4 мес перед кормлением дают сырое протёртое яблоко (начиная с 1 / 2 чайной ложки, постепенно увеличивают до 2 чайных ложек). С 4,5 мес Г. р. может получать 1 / 4 , а позднее 1 / 2 варёного протёртого яичного желтка в день. С 5 мес вводят прикорм (овощное пюре, каша). В 7 мес в рацион вводят суп (оставляют 3 грудных кормления). В 8 мес дают протёртое мясо (2 грудных кормления). От груди отлучать здорового ребёнка целесообразно к 11-12 мес (но не в летнее время).

Уход за Г. р. строится на самом строгом соблюдении чистоты во всём, что соприкасается с Г. р. (руки и одежда ухаживающих, бельё, одежда, игрушки, посуда Г. р. и др.). Уборка комнаты, где живёт Г. р., должна проводиться влажным способом. У каждого ребёнка должна быть своя кровать. Оптимальная температура воздуха для пребывания ребёнка 20-22°C. Лицо и руки ребёнка необходимо мыть каждое утро кипячёной водой. Глаза промывают кипячёной водой или раствором борной кислоты (1 чайная ложка борной кислоты на стакан тёплой воды) от наружного угла глаза к носу. Нос прочищают ватным жгутиком, смоченным вазелиновым маслом или кипячёной водой. Ушные раковины по мере надобности также прочищают ватным жгутиком. Руки моют отдельно. Ногти на руках и ногах стригут по мере отрастания (ножницами с тупыми концами). Г. р. следует купать ежедневно (температура воды 37-36,5°C). Купать ребёнка лучше всего в 8-9 ч вечера. С целью предупреждения опрелостей складки кожи смазывают маслом (вазелиновым, растительным, обязательно прокипяченным) или припудривают детской присыпкой. После каждого испражнения ребёнка подмывают тёплой водой. Если у него спутываются на затылке волосы, их обрезают ножницами. При появлении на головке ребёнка белых сухих плёночек (или корочек) кожу головы смазывают прокипяченным растительным маслом. Во время купания эти корочки отходят сами.

В первые месяцы жизни одежда Г. р. состоит из распашонки, кофточки и пелёнок. При ежедневной стирке для Г. р. нужно 10 распашонок, 6 кофточек, 24 подгузника, 24 тонкие пелёнки и 12 бумазейных (фланелевых). Вредно туго пеленать, а тем более свивать Г. р. Тугое пеленание мешает правильному развитию грудной клетки Г. р., достаточной вентиляции лёгких, развитию мускулатуры. Кожа при тугом пеленании легко подвергается опрелости (См. Опрелость), гнойничковым заболеваниям. Не следует заворачивать Г. р. в клеёнку.

Для детей от 2 до 9 мес рекомендуется такой распорядок: сон, еда, бодрствование (игра), а затем снова сон доследующего кормления. Длительность промежутков между сном увеличивают постепенно: 3-месячный ребёнок может бодрствовать, не утомляясь, 1-1,5 ч , 9-10-месячный -2,5 ч , от 1 года до 1,5 лет - 3-4 ч . В часы бодрствования с 2-месячного возраста Г. р. надевают штаны-пелёнки (ползунки).

Необходимо своевременно вырабатывать у Г. р. навыки самостоятельности и опрятности. К 5 мес надо развивать умение держать бутылочку, к 9-10 мес снимать губами пищу с ложки и пить из чашки. С 5-6 мес Г. р. следует высаживать.

Прогулка входит в режим Г. р. независимо от его возраста. Одежда Г. р. должна соответствовать погоде, чтобы избежать охлаждения или перегревания. Первый раз Г. р. выносят на прогулку в холодное время года в возрасте 3-4 нед при температуре воздуха не ниже -5°С. В первые дни продолжительность прогулки 10 мин , в течение недели её доводят до 45 мин - 1 ч . 2-3-месячных детей выносят на улицу зимой при температуре не ниже -10°С. В холодные дни прогулку лучше проводить 2 раза в день по 30 мин . С 3-6-месячным Г. р. можно гулять при температуре -12°С, а к концу года при -15°С. Зимой проводят 2 прогулки общей продолжительностью от 1 до 2-3 ч . Для детей, привыкших спать летом на улице, нужно сохранить этот режим и зимой.

Нежность и ранимость слизистых оболочек органов дыхания и пищеварения обусловливают частые заболевания этих органов. У Г. р. может выявиться необычная реакция организма на молоко матери, коровье молоко, сок цитрусовых растений, клубники, желток и т. д. - Диатез экссудативно-катаральный . У этих детей с 2-5 мес на щеках появляются краснота и сухость кожи, сопровождающиеся зудом, иногда шелушением; корочки на волосистой части головы; может наблюдаться «географический язык» (чередование на нём гладких и шероховатых участков, полос); различные сыпи.

У Г. р. (особенно в зимнее время) в возрасте 2-3 мес может развиться Рахит . Профилактику рахита витамином D начинают с 2-недельного возраста.

Дети первых 2-3 мес жизни невосприимчивы к инфекционным заболеваниям вследствие перехода антител во внутриутробном периоде развития из организма матери (иммунитет). Через несколько месяцев этот иммунитет пропадает. Для предупреждения инфекционных заболеваний Г. р. проводят профилактические прививки: в родильном доме - против туберкулёза (внутрикожное введение вакцины БЦЖ), в возрасте 2 мес - вакцинация против полиомиелита, вакцину КДС (коклюшно-дифтерийно-столбнячную) вводят в 5 мес , а затем в 6 и 7 мес , прививку против оспы делают на 10-12-м мес . Особую опасность для Г. р. представляют грипп и др. острые респираторные инфекции, которые в этом возрасте часто осложняются воспалением лёгких.

Повышению устойчивости организма Г. р. к вредным влияниям внешней среды способствуют правильное физическое воспитание и закаливание организма. С конца 1-го месяца ребёнка необходимо класть на живот на твёрдую поверхность, делать массаж, а с 2 мес - гимнастику; с 2-3 мес можно приступать к воздушным ваннам (см. Аэротерапия), которые сочетают с гимнастикой. Продолжительность воздушной ванны 2-3 мин в начале, постепенно увеличивается до 30 мин для годовалых детей. С 6-месячного возраста можно рекомендовать обтирания тёплой водой 36-35°C влажной рукавичкой из фланели или махровой ткани. Через каждые 5-7 дней температуру воды снижают на 1°С. Для годовалых детей она может быть 30°C. Обтирание проводят в течение 2-3-4 мин . После обтирания ребёнка насухо вытирают до лёгкого покраснения кожи.

Лит.: Левиант С. М., Физическое развитие детей первых трёх лет жизни, Л., 1963: Люблинская А. А., Очерки психического развития ребёнка, 2 изд., М., 1965: Развитие и воспитание ребёнка от рождения до трёх лет, под ред. Н. М. Щелованова, М., 1965; Архангельский Б. А., Сперанский Г. Н., Мать и дитя, Школа молодой матери, М., 1956; Спок Б., Ребёнок и уход за ним, пер. с англ., 2 изд., М., 1971.

Е. Ч. Новикова.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Синонимы :

    Ребёнок с момента рождения и до конца первого года жизни (первые 4 нед. жизни новорождённый ребёнок). Характерны быстрое увеличение роста и нарастание массы тела; относительно функциональная неполноценность нек рых систем … Естествознание. Энциклопедический словарь

    Грудной ребёнок - Рис. 1. Схематическое изображение проекций большого и малого родничков. Рис. 1. Схематическое изображение проекций большого (а) и малого (б) родничков. Грудной ребёнок ребенок в возрасте до одного года. В первые 4 нед. жизни его называют… … Первая медицинская помощь - популярная энциклопедия

    Ребёнок с момента рождения и до конца первого года жизни (первые 4 недели жизни новорождённый ребенок). Характерны быстрое увеличение роста и нарастание массы тела; относительно функциональная неполноценность некоторых систем. * * * ГРУДНОЙ… … Энциклопедический словарь

    Сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) кого? ребёнка, кому? ребёнку, (вижу) кого? ребёнка, кем? ребёнком, о ком? о ребёнке; мн. кто? дети, (нет) кого? детей, кому? детям, (вижу) кого? детей, кем? детьми, о ком? о детях 1. Ребёнком… … Толковый словарь Дмитриева

    РЕБЁНОК, ребёнка, в знач. мн. употр. ребята, ребят, и дети, детей, муж. 1. (мн. ребята и дети). Мальчик или девочка в раннем детском возрасте. «Отведает свежего хлебца ребенок и в поле бежит за отцом.» Некрасов. «Помилуйте, мы с вами не ребята!»… … Толковый словарь Ушакова

    ребёнок - нка; мн. ребя/та, бя/т см. тж. ребёночек, ребятишки, ребятки, ребяческий, ребячий а) (также в зн. мн … Словарь многих выражений

    РЕБЁНОК, нка, в знач. мн. употр. дети, ей и (разг.) ребята, ят, муж. Мальчик или девочка в раннем возрасте, до отрочества. Грудной р. Р. дошкольного возраста. В семье двое детей. Как маленький р. кто н. (неопытен или наивен, доверчив). Он уже не… … Толковый словарь Ожегова

    У этого термина существуют и другие значения, см. Ребёнок (значения). Запрос «дети» перенаправляется сюда; см. также другие значения … Википедия

Грудной ребёнок - ребенок в возрасте до одного года. Выделяют период новорожденности, продолжающийся 4 нед. после рождения (см. Новорожденный ) и грудной возраст (от 4 нед. до 1 года). В грудном возрасте ребенок растет и развивается очень интенсивно; в этом возрасте во многом определяется его дальнейшее умственное и физическое развитие. Организм Г. р. очень восприимчив к различным внешним воздействиям и заболеваниям, поэтому ребенок нуждается в особенно тщательном уходе.

Развитие нервной системы происходит очень быстро. К концу первого года масса головного мозга увеличивается в 2 1 / 2 раза. Совершенствуются органы чувств, развиваются положительные и отрицательные эмоции; движения становятся координированными, целенаправленными. Появляются все новые условные рефлексы. Начинает развиваться речь.

К концу 1-го мес. ребенок начинает фиксировать взгляд на предметах, при появлении чувства голода - плачет, сосет пальцы. При близости материнской груди оживляется, поворачивает головку, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее. Если прикоснуться к подошвам ребенка, лежащего на животе, он начинает отталкиваться ногами и пытается ползти (рефлекс Бауэра). При поддержке под мышки ребенок опирается ногами. Во время пеленания размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается, В этом возрасте дети спят около 20 ч в сутки.

В возрасте 2 мес. ребенок обычно хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько минут; лежа на животе, приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Он следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы, при появлении яркого предмета или достаточно громком звуке перестает сосать. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. В ответ на обращение к нему малыш реагирует более определенно и разнообразно - улыбается в ответ на улыбку, при разговоре с ним «гулит» или издает неопределенные звуки. Предметы охватывает всей ладонью и крепко их удерживает.

В возрасте 3 мес. ребенок свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 мин , свободно переворачивается со спины на живот; лежа на животе, приподнимается и следит за движущимся предметом.

Хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущимся предметом. Появляется четкая зрительная реакция на кормление: при близости груди матери, бутылочки с молоком или ложки открывает рот, тянется к груди или к еде. Лежа на животе, приподнимается и опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения рук становятся более свободными и целесообразными: ребенок тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку.

В возрасте 4 мес. ребенок садится при поддержке или опоре, но удерживать прямо спину еще не может. Начинает определенным образом реагировать на знакомые и незнакомые лица. Играет с висящими над кроваткой игрушками, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот. Приподнимаясь, опирается только на ладони. Постоянно «гулит», издает мелодичные звуки, во время игры не только улыбается, но и смеется, различает некоторые цвета.

В возрасте 5 мес. ребенок хорошо знает мать, не идет на руки к незнакомым лицам. Различает тон голоса, с которым к нему обратились. Движения становятся более уверенными, ребенок берет игрушки и подолгу удерживает их в руках. Поддерживаемый под мышки, стоит ровно на ногах.

В возрасте 6 мес. ребенок самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину, при поддержке за руки или за грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Свободно играет с игрушками - перекладывает их из одной руки в другую, размахивает ими, поднимает упавшую погремушку. При виде пищи открывает рот, может есть с ложки. Начинает произносить первые слоги: ма, ба и др.

В возрасте 7 мес. ребенок ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый под мышки, хорошо переступает ногами. Хорошо повторяет слоги: ма-ма, па-па, ба-ба.

В возрасте 8 мес. ребенок свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и сам садится. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика становится разнообразной: отмечается интерес или удивление при появлении новой игрушки, незнакомого лица. Он ищет взглядом нужный предмет и настойчиво стремится достать его. Подолгу играет с игрушками, рассматривает их.

В возрасте 9 мес. ребенок может выполнять довольно сложные движения - перебирает кубики, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой, до свидания» и др. Ищет упавший или спрятанный предмет, отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Пытается стоять без опоры; держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения.

В возрасте 10 мес. ребенок сам поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась лишь за руку, за стулом или коляской. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые требования, просьбы. Начинает произносить простые слова, называет отдельными слогами окружающие предметы и животных.

В возрасте 11-12 мес. ребенок хорошо ориентируется в пространстве - встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Знает названия многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Понимает запрещения и выполняет многие просьбы. Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас - около 10 слов. Спит 14-16 ч в сутки.

Схема развития статических и двигательных функций у грудного ребенка дана на рис. 2.

Водные процедуры начинают обычно в 3-4-месячном возрасте с влажных обтираний, постепенно и осторожно. Вначале в течение 1 1 / 2 -2 нед. кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения. После сухих обтираний начинают влажные. Для этого рекомендуют пользоваться варежкой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают кожу туловища и конечностей. Растирают постепенно отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале 35-36°, через неделю 32-33°, затем каждый месяц температуру снижают на 1°, но не ниже 30°. Обтирания проводят обычно после утреннего сна в течение 4-6 мин .

Массаж (рис. 3-5 ) и гимнастика (рис. 6-20 ) способствуют развитию всех органов и систем организма, правильному формированию скелета и мышц. Их начинают обычно с 1 1 / 2 -2 мес. Комнату хорошо проветривают, температура воздуха в ней должна быть не ниже 20°. Для занятий удобен стол высотой около 70 см , покрытый сложенным в несколько слоев одеялом, клеенкой и пеленкой. Летом занятия можно проводить на воздухе, в тени, при температуре не ниже 20°. Для процедур лучше выбирать одно и то же время - за 30 мин до еды или через 1-1 1 / 2 ч после нее. Каждое упражнение или прием массажа повторяют от 2 до 6 раз, общая продолжительность занятия не больше 10-12 мин . Можно проводить их и 2 раза в день. Массаж улучшает кровообращение и в коже и мышцах, они становятся более эластичными и упругими. Основными приемами массажа для ребенка грудного возраста являются поглаживание и растирание. Их делают легкими, нежными и плавными движениями от периферии к центру (от кисти к плечу, от стопы к паховой складке и т.д.). Во время массажа рук и ног ребенка им придают положение легкого полусгибания.