О вкусной и здоровой пище. Что такое галера? Определение Сколько жил раб на галере

Сравнение различных документов приводит нас к заключению, что наиболее удобное практичес­ки число гребцов на банку было два или три; в то время как увеличение их до четырех, пяти или шести вело к постепенному сокращению общего количества весел, при этом длина и тя­жесть последних должны были увеличиваться, что все больше и больше затрудняло управление ими. Документы XII-XV вв. сообщают, что слово «галера» обозначало корабль с тремя веслами на банку, слова же ligna и ligna de teriis - ко­рабли с меньшим числом гребцов. Около середины XV в. имело место важное нововведение касательно гребли на галерах: вмес­то двух, трех или четырех весел на банку, каж­дым из которых работал один гребец, появилось одно большое весло, управляемое тремя, четырь­мя, а то и семью гребцами. Такой способ рабо­ты, именуемый ступенчато-ярусной системой (или системой «скалоджио»), был принят на галерах и галеасах. Весла были настоящими бревнами, длиной в 50,8 фута (15,5 м), около 16,4 фута (5 м) составлял отрезок весла до уключины (участок, называющийся «валек»), он должен был уравно­вешивать оставшийся отрезок, длиной примерно в 36 футов (11 м). В целях достижения равно­весия, валек требовалось делать таким большим, что за него не могли схватиться гребцы. Поэто­му он был снабжен деревянной рукояткой, за которую гребцы и держали весло. Ближайший к центральному проходу гребец назывался «вогаван­то», далее шли «планширный гребец», «третий гребец», «четвертый гребец» и т. д.

Большие весла ступенчато-ярусных галер тре­бовалось изготовлять из особых древесных ство­лов, и обходились они куда дороже, чем те, ко­торые использовались на галерах зензильной системы. Пантеро Пантера говорит, что одно весло для ступенчато-ярусной галеры стоит в два раза больше, чем три для зензильной.К сожалению, ни одного подлинного галерного весла не сохранилось до нынешнего дня, а един­ственный экземпляр весла ступенчато-ярусной га­леры XVII в. находится в шведском музее. Раз уж мы коснулись весел, следует погово­рить и о гребцах. Примерно до 1350 г. гребцы на галерах были свободными людьми, которых нанимали на эту работу флотские командиры. После 1350 г. стали использоваться в качестве гребцов военнопленные и рабы, которых покупали на рынках. Людей, осужденных за обычные пре­ступления, также отправляли грести на галерах.

В Венецианской республике примерно два века спустя, в 1542 г., был издан документ « Colegi ­ eto dei Condanati » , регламентирующий положе­ние осужденных, приговоренных к галерам. Од­нако оставались еще свободные гребцы, особен­но для галер « Capi da Mar » , в то время как каторжные галеры объединялись в эскадру, воз­главляемую «Управляющим осужденными».

Около 1500 г., как свидетельствуют докумен­ты, почти все галиоты были укомплектованы осужденными, и гребцы были разделены на три категории, которые перечисляет Кресченцио в вышеназванном труде:

  1. Заключенные, приговоренные к каторжным работам, т.е. отправленные на галеры по приго­вору суда на определенный срок или пожизнен­но, были прикованы к банкам за правую ногу, если занимали банки по левому борту, и за ле­вую, если размещались по правому борту. Борода и волосы на голове у них сбривались.
  2. Рабы, или «турки», другими словами - магометане, которых захватывали в плен или покупали на рынках, использовались также для работ на берегу, связанных с пополнением запа­сов дерева и воды, и для работ на борту. Они также были прикованы за ногу к банкам, а на бритой голове оставляли пучок волос.
  3. Вольнонаемные гребцы, или свободные - это осужденные, которые, отбыв срок, остава­лись на галерах по собственному желанию, или же это были бродяги и авантюристы. Кресчен­цио говорит, что наибольшей и наилучшей их частью были испанцы и неаполитанцы. Хотя вольнонаемные и были прикованы, им платили жалованье, которое тратилось частично на пок­рытие расходов на питание и тому подобное, часть - на одежду, которая осужденным и рабам выдавалась бесплатно. Они могли быть и «раско­ванными» и свободно передвигаться по галере, нося только железное кольцо на лодыжке или кандалы. Их можно было отличить от прочих, поскольку они носили бороды. Гребцы на загребные весла рекрутировались из вольнонаемных.

После XIV в. гребцами были, большей частью, осужденные и рабы. Во время обычного плава­ния только треть гребцов работала, остальные же две трети отдыхали, дожидаясь своей очере­ди. По этой причине на одной галере было шесть загребных весел: два на кормовой скамье, два на восьмой и два на шестнадцатой, дабы воз­главлять работу в соответствующем секторе. Только во время боя, а также вхождения в порт и выхода из порта были задействованы все вес­ла, подобно тому, как на пароходах с нескольки­ми котлами при соответствующих обстоятельст­вах работают все котлы, а при нормальном дви­жении с экономичной скоростью некоторые из них остаются холодными.

Зензильные галеры не всегда были укомплек­тованы полностью. Когда Венецианской республике приходилось посылать галеры в восточную часть Средиземного моря, те обычно отплывали с двумя веслами на банку, а затем количество гребцов на банку доводилось до трех, то есть состав их пополняли в Албании или Греции, где галерных гребцов нанимали на месте. Практики этой больше не придерживались, когда начала вводиться ступенчато-ярусная система: как по­тому, что одним веслом не могло отныне орудо­вать число гребцов, меньше предусмотренного, так и потому, что вместо вольнонаемных исполь­зовались рабы и осужденные.

Навались!


Грести устали мы, причалили,
И вышли на песок.
Федор Сологуб. Не позднее 1921 года


В нескольких последних постах мы достаточно подробно рассмотрели ход галеры под парусами. Еще раньше нами были описаны различные системы гребли в их историческом развитии. Однако мы практически не касались пока режимов хода галер на веслах. Конечно же эти режимы не ограничивались лишь сменой темпа гребли, как это обычно показывают в фильмах про галеры, когда свирепого вида барабанщик бьет в громадный барабан, увеличивая темп ударов, и бедные гребцы, следуя этим ударам, выжимают из себя последние силы, чтобы придать галере необходимое ускорение. На самом деле, организация гребли была значительно сложнее.



Возвращение галеры в порт. Анонимный художник. Масло. 1694. Национальный морской музей Франции.


Прежде, как обычно, несколько слов о терминах.

Во французском галерном языке ход галеры на веслах обозначался словом vogue . Любители гламура сразу же определят, что этим же словом называется известный журнал мод. Но семантические связи между этими терминами проследить довольно сложно.

В русском языке нет прямого аналога этого термина. Обычно ход галеры на веслах в старых документах морского ведомства обозначался словами идти греблею :


«По полуночи в половине 4 часа снялись с якоря и пошли греблею
Экстракт из журнала плавания ея императорскаго величества [Екатерины II] на галерах по реке Волге, от Твери до Симбирска, в 1767 году.


Существительное vogue естественным образом произошло от глагола voguer , обозначавшего «идти с помощью весел», «грести». Глагол этот имеет и другие значения в галерном языке французов, но мы пока их касаться не будем.

Судя по печатным и рукописным работам известных капитанов галер, опубликованным в XVI-XVII веках, различали четыре режима гребли. (На самом деле, режимов было, конечно, больше, но об этом мы поговорим ниже).

Когда галеры выходили из порта и нужно было произвести впечатление на зрителей или на высокого гостя, присутствующего при этом действе, капитан флагманской галеры отавал приказ перейти к режиму гребли piqu"a banc (Команда к началу гребли в этом режиме звучала "pique à banc !"). Это был самый красивый, даже величественный, но и самый утомительный для гребцов режим. Загребной (vogue-avant) и соседний с ним гребец (apostis), занося весло по направлению к корме как можно медленнее, должны были поставить ногу на банку впереди сидящего гребца, ударив одновременно концом своего весла по этой банке. Этот удар позволял синхронизировать движения всех гребцов галеры, заставляя их доставлять весло в определенную точку в строго определенный момент. После этого гребцы откидывались назад на свою банку, со всей возможной силой увлекая за собой весла. Здесь никому нельзя было «сачковать», ибо гребцы, промедлившие с возвращением на свою банку не только подвергались проклятиям и ударам плетью со стороны комита, но и могли схлопотать сильнейший удар по голове веслом от впереди расположенных гребцов. Затем вновь раздавался свисток комита и звучала его команда «Leve rem e vogue sem » (levez les rames et voguez ensemble – Поднять весла и грести вместе!), означавшие начала нового цикла гребли.

Второй режим гребли уже не предусматривал удара веслом по банке. Это был режим обычного хода. Опытные комиты предпочитали его использование, так как он был безопасен для галеры (удары веслом не проходили бесследно для корпуса корабля) и более приемлем для шиурмы, так как являлся не таким утомительным.



Третий режим, позволявший галере развивать максимальную скорость, использовался при преследовании кораблей противника, или, наоборот, при уходе от преследования. Назывался он passe-vogue (иногда его называли еще vogue vitt ). Комиты сопровождали греблю в этом режиме своебразным счетом, как об этом пишет анонимный автор трактата «Traité de la palamente des galères», хранящегося в библиотеке муниципалитета Марселя: "casqua, intra, monté ". В русском языке команда для перехода на форсированную греблю звучит «НАВАЛИСЬ!», иногда «ДАЙ ХОД!» (Самойлов К. И. Морской словарь). Об этом пишет и В.И.Даль («Навались дружнее, поощряют гребцов»). Опытные капитаны галер неохотно прибегали к этому режиму, так как гребцы очень быстро уставали и фактически выходили из строя, что снижало боеспособность галеры. Комит королевской галеры Масс (Masse), оставивший после себя подробные наставления по управлению галерой (1729 г.), считал, что при таком режиме гребли нельзя пройти расстояние более одного льё. После такого режима необходимо, как считал Масс, сразу же переходить к режиму vogue à quartier , который является четвертым режимом по нашей классификации. Неуместным считал использование этого режима и генерал-интендант Н.Арнуль, которого уж никак не заподозришь в сочувствии к гребцам. Он писал в 1666 году, что комиты, которые злоупотребляли режимом хода галер passe-vogue , «подобны самым никчемным парижским извозчикам, которые готовы загнать своих лошадей, лишь бы прийти первыми».

Касаясь характеристики третьего режима, следует еще добавить, что на галерах Мальтийского ордена он назывался «форсированный ход » (vogue forcée ). Только при таком режиме гребли гребцы на мальтийских галерах получали вино.

Четвертый режим – это экономный ход, когда галере предстояло пройти на веслах длинный маршрут по спокойному морю. В таких случаях капитан выбирал либо неспешную размеренную греблю (она производилась по команде «vogue largue e ben intrade », т.е широкая гребля с большим заносом весла к корме), либо vogue à quartier . Суть последнего режима в следующем. Все гребцы разделялись на две части, каждая из которых называлась «картье» (quartier ). Была носовая картье и кормовая картье. Может возникнуть вопрос, почему именно картье. Ведь ясно, что слово это во французском языке обозначает четвертую часть, а не половину. Это название сложилось исторически. Сначала картье обозначало вахту на корабле (следует иметь в виду, что в прежние времена вахта продолжалась не четыре часа, как сейчас, а шесть, отсюда и картье – четвертая часть суток). Потом по аналогии стали называть картье каждую смену в корабельной работе, уже не привязывая ее к четверти. Поэтому одна смена гребцов также стала называться картье. При этом режиме гребла только одна смена, одна картье: носовая или кормовая.

Только в Позднем Средневековье* рабы и заключенные начинают широко использоваться в качестве гребцов, потому что развивается галерный флот и профессионалов уже не хватает. Особенно дурную славу в морской истории этого периода заслужили французские, испанские, мальтийские, итальянские, турецкие и североафриканские галеры. Так, турки и берберы широко использовали христианских рабов и пленных. В частности, рабом на турецкой галере пробыл несколько лет известный Иван Исаевич Болотников (1565—1608), освобожденный немецким кораблем (по другим источникам венецианским), на беду для царя Василия Шуйского (1552—1612). Турция всегда имела сильный галерный флот, причем, будучи сугубо сухопутной нацией, матросский состав османы были вынуждены укомплектовывать в основном этническими греками, а офицерский - ренегатами со всей Европы. Около середины XV века имело место важное нововведение касательно гребли на галерах: вместо двух, трех или четырех весел на банку, каждым из которых работал один гребец, появилось одно большое весло, управляемое тремя, четырьмя, а то и семью гребцами, что сильно снизило требования к их квалификации.

Греческая одноярусная галера - «унирема», наследница архаичных триаконторов

*Относительно конца Средневековья у историков нет единого мнения. Например, если итальянские историки считают началом Нового времени XIV век, то в России начало новой истории принято относить к концу XVII и первым десятилетиям XVIII века.

Естественно, что и в Италии, Франции, Испании и ряде других стран Средиземноморья в XIV-XVII веках стали широко практиковать ссылку на определенный срок преступников в качестве гребцов на боевые галеры. Туда же отправляли и военнопленных, за которых нельзя было получить выкуп, или произвести обмен. Другие виды наказания преступников стали применять довольно редко.

Если верить приключенческой литературе или голливудским боевикам, то галерные рабы подвергались на этих судах страшным издевательствам: их унижали, морили голодом и постоянно избивали. В частности, украинский фольклор утверждает, что пленных запорожских казаков турки не только заковывали в кандалы, но и били нагайками, почти не кормили и давали мало воды. Однако анализ исторических реалий требует пересмотреть этот «душещипательный» стереотип.

Ссылка на галеры не была чьей-то прихотью, или выдумкой для создания «веселой жизни» для осужденных. Применение весел было вынужденной мерой, ибо парусники в Средние века были еще очень несовершенны и из-за плохой маневренности не годились для боя. Специалисты единодушны в том, что из всех кораблей, употреблявшихся в военных флотах всех наций, галера - самый совершенный тип гребного судна. Переходя из века в век, она, подвергаясь, конечно же, улучшениям, долгое время являлась единственным боевым кораблем, который знали флоты многих стран.

Однако во все времена для достижения высокой скорости весел у галеры было очень и очень много (до 40-45 на борт), и каждое ворочали 5-7 человек, поэтому порядка 80% команды судна составляли гребцы. В Италии их называли шиурма (chiourme). Состав гребцов не был однороден. Венецианский историк XVI века капитан Пантеро Пантера* писал: «Шиурма состояла из трех разрядов людей: каторжников, невольников и добровольцев, отличавшихся по своему внешнему виду ».

*Шевалье Пантеро Пантера (Pantero Pantera; 1568-1625), которого называли также Pandoro Pandora, был офицером военно-морского флота Папы, капитаном галеры «Санта Лючия». До этого он испытывал свою судьбу на галерах корсаров. В 1614 году Пантеро Пантера выпустил в Риме книгу «L’Armata navale» объемом в 408 страниц, разделенную на две части, в которых представлены инструкции по формированию, управлению и поддержанию в порядке морской армии.

Гребец-каторжник. Рисунок Аннибале Карраччи (1560-1609), 1585

Каторжники - лица, приговоренные судом на некий срок к галерной службе за какое-нибудь преступление. Они были постоянно прикованы за одну ногу, никогда не спускались на берег и не обладали никакими правами, так как находились вне закона. Одной из первых перешла к использованию каторжников на своих галерах Папская область. Уже в 1511 году осужденных вместо тюремного заключения там начали приговаривать к работам на галерах. Вскоре «почин» подхватил еще ряд стран. Массовое же использование приговоренных к каторге преступников в качестве гребцов приходится уже на период Нового времени, причем изначально лишь во время войны. Казни, в сравнении со ссылкой на галеры, с точки зрения властей, были растратой ценного материала, так что применение каторги было чисто экономической мерой. Потому суды оказывали власти важную услугу, ссылая на галеры практически всех преступников-мужчин, даже и с небольшими сроками. В Испании с 1539 года все безработные цыгане в возрасте от двадцати до пятидесяти лет наказывались ссылкой на галеры на 6 лет. С 1552 года бродяжничество наказывалось - в первый раз 4 годами галер, второй раз 8 годами, третий - пожизненным сроком. Собственно, само слова «каторга» происходит от названия одного из видов галеры.

Каторжникам брили голову, усы и бороду. Ежедневная их пища состояла из сухарей и воды. Суп (обычно бобовую похлебку) давали в море через день, на берегу ежедневно. Характерно, что начало использования труда каторжников вне гребли на галерах тоже связано с ними: это были работы на берегу в доках, при погрузке, в арсеналах.

Гребец-невольник. Рисунок Аннибале Карраччи, 1585

Невольники - турки и мавры, как правило из тех, кого взяли в плен с захваченных судов, потому, что они уже были привычны к морской жизни, и лишь иногда их покупали на невольничьем рынке, тогда на галеру попадали еще иудеи и язычники. Католическая церковь поощряла практику обращения в рабство неверных; она сама показывала пример, используя рабов из их числа на папских галерах и на галерах ордена св. Иоанна. Именно с благословления Папы захватывались тысячи мусульман и других неверных в сухопутных и морских походах крестоносцев, и был создан весьма доходный рынок на Мальте, где невольников продавали правителям малых стран Средиземноморья, а также королям Франции и Испании. Рыцари Мальты почти всегда имели в наличии некоторое количество неверных, которые могли быть проданы как имущество Ордена. Но так как многие из них находились в общем резерве живой силы Ордена при подготовке очередной кампании, спрос на рабов на мальтийском рынке зачастую превышал предложение. Ибо мальтийские галеры вели постоянную крейсерскую службу (caravane) против турок в Восточном Средиземноморье, по сути — занимались пиратством под прикрытием религиозных лозунгов.

Король Франции содержал в Ла-Валетте специальное представительство, имеющее целью закупку рабов для шиурмы. В 1670 году в состав гребцов французских галер входило почти 2000 человек из числа этих рабов-неверных. Они также заковывались в цепи и не имели никаких прав. Кормили их одинаково с каторжниками. На один корабль брали преимущественно людей разных национальностей, чтобы не могли сговориться о восстаниях. Невольникам оставляли пучок волос на темени. Однако в мирное время поступление рабов на галеры практически прекращалось.

Добровольцы - лица, по каким-то причинам работавшие на галере за жалование и не подлежащие наказаниям плетью во время гребли. Им тоже брили голову, оставляя для отличия бороду и усы. Как правило, на галеру нанимались разочаровавшиеся в жизни бедняки, банкроты, бродяги, нищие, заключенные, отбывшие срок наказания, но не нашедшие себе места из-за своего прошлого. Кроме того, рекрутированием занимались вербовщики, которые соблазняли, переманивали или обманом вынуждали людей идти на эту службу, причем наиболее эффективным «средством убеждения» была (кто бы сомневался!) дармовая выпивка. Часто удавалось также заманить несостоятельных должников, обещая им выдачу аванса на погашение долга взамен на подписание договора о службе на веслах. На ночь они тоже приковывались, но днем могли свободно передвигаться по галере. Корень всех проблем состоял в том, что если бы они не были посажены на цепь, то могли дезертировать накануне опасной кампании, или после получения больших выплат, сделанных авансом. Например, в XVII веке интендант Марселя Арнуль вообще приказал нанимать гребцами только тех, кто соглашался быть прикованным к цепи вместе с каторжниками.

Добровольцы, а иногда и невольники свозились на берег для переноски припасов, но всегда ходили под конвоем, и даже бывало в кандалах. Добровольцы считались лучшими людьми из шиурмы, поэтому командиры галер всегда старались приобрести их для службы, но, увы, желающих было очень мало. Во время боя их обычно вооружали, и, поскольку настоящих солдат на галерах было совсем немного, они при абордаже часто способствовали победе.

Два первых разряда одевали за счет правительства, а добровольцы шили одежду из жалования (кстати, относительно высокого, равного солдатскому), и питались за свой счет вместе с экипажем. С XVI столетия гребцы начали получать простейшую одежду*, состоявшую из полотняной рубашки и штанов для лета; осенью им выдавались шерстяные штаны и плащ, а при очень сильным холодах еще шерстяное одеяло и, кроме того, красный колпак. Обувь на галере не предусматривалась, но когда людей отправляли на различные работы за пределами галеры под охраной, на это время им выдавались сапоги.

*Норма вещевого довольствия французских «галерников» включала (на примере 1676 года) две длинных рубахи (длиной с ночную сорочку), две пары штанов, пару чулок и шерстяную вязаную шапочку. Кроме того, каждому каторжнику выдавалась куртка и плащ - по одному на два года. Одежда была двух размеров: маленькая и большая. Уходом за своим гардеробом каждый осужденный занимался сам, стирая вещи, когда позволяли обстоятельства. Изношенная одежда заменялась за счет казны раз в два года, первого января, причем половина гребцов получала новую одежду по четным годам, а вторая половина - по нечетным. Строго следили, чтобы «галерники» заботились о сохранности своей одежды, не допуская утраты какой-либо ее части. Утраченная одежда заменялась за счет казны только если это произошло в бою. Чтобы контролировать сохранность одежды, королевский указ 1688 года требовал от комитов проводить проверку состояния вещевого имущества каждое воскресенье.

Условия существования гребцов на тесной галере были крайне тяжелыми. Почти все время они сидели на специальных скамьях (банках), которые ставились под некоторым углом к килю и были шириной в 30-40 см. Расстояние между банками - до 1,2 м. И еще надо учесть, что грести приходится огромным веслом, длиной на стандартных галерах около 12 м и весом около 130 кг. И хотя эти весла были сбалансированы (внутренняя часть весла была легче внешней лишь на 3 кг), никто не отменял еще такое явление, как момент инерции. В динамике, при изменении направлений движения, она давала о себя знать в полной мере. Ноги гребцов упирались в специальные плоские брусья, возвышавшиеся над палубой, это делали для того, чтобы уберечь ноги от воды, заливавшей галеру в свежую погоду. Именно к этим брусьям и приковывали гребцов одной ногой, а не к веслам, как поется в известной песне В.С. Высоцкого, ибо весла при движении под парусами убирались. Гребцы не сидели на голой древесине. Из старой ветоши формировалось некоторое подобие подушки, к которой пришивали кусок кожи, образующей фартук, предохраняющий ноги гребца от водяных брызг.

С наступлением ночи дудка комита давала команду каторжникам и рабам укладываться спать. На протяжении всей ночи ни один гребец не мог ни вставать, ни говорить, ни даже шевелиться. Если один из них собирался пойти в сторону носа галеры для отправления естественных надобностей, он мог пойти только в том случае, если дежурный охранник давал разрешение криком «va» (иди); всю остальную ночь на галере царила глубокая тишина, как если бы на ней никого не было. Гребцы спали на палубе или на своих банках, устраиваясь кто как мог, довольные уже тем, что им не приходится бороться за место с внушительных размеров вальком весла в отведенном им ограниченном пространстве.

В обычных условиях офицеры и члены экипажа, за исключением комитов и охраны, спали на берегу, когда галеры были пришвартованы в порту. Если прибрежный район был малонаселенным либо находящиеся поблизости городки были маленькими и бедными, то ночевать приходилось на борту. При этом, матросы устраивались спать под плащами на носу галеры, не покрытом большим тентом, а солдаты дремали вдоль фальшборта, часто сидя, при этом опирались о свои мешки, то есть, проводили ночь «в весьма неудобном положении ». Для офицеров гребцы собирали койки, которые устанавливались на стойках как раз над банками, напоминая столы около трех футов (91,5 см) в ширину и шести футов (183 см) в длину; под каждой койкой спала одна из банок гребцов. Матрасы из шерсти или конского волоса приносили из трюма и размещали на коечных досках, затем стелили простыни и одеяла.

По бортам между банок устраивали рундуки (ящики), на крышках которых команда спала в свободное время. Ширина рундуков была около 60 см. Как правило, над палубой расстилался легкий тент для защиты гребцов от солнечных лучей и дождя.

Поперечный разрез галеры, хорошо видны узкий корпус и надстроенная над ним широкая платформа для гребцов

Галера на Средиземном море составляла основу всех военных флотов. Корабли этого типа строили от Константинополя до Барселоны. Независимо от места постройки они обладали сходной конструкцией и внешним видом, даже их характеристики в целом были почти одинаковые. Сильно различались лишь национальные военные доктрины, которые определяли способ их боевого применения. Наиболее характерная деталь средневековой галеры, резко отличающая ее от древней триремы, — это возведенная на ее палубе широкая платформа для гребцов, на внешний продольный брус которой - аутригер - опирались весла. Банки гребцов выходили за пределы корпуса и были доведены почти до самого аутригера. Такое решение позволяло совместить длинные, вмещающие на поздних образцах до 5-7 гребцов, скамьи-банки, с очень узким, создающим небольшое сопротивление при движении корпусом. Но для такой конструкции были свойственны и некоторые недостатки, главным из которых была плохая защита экипажа от непогоды и метательных снарядов: даже на больших галерах все гребцы располагались совершенно открыто, как на обычной гребной лодке. Палуба галеры имела форму свода, и под ней в трюме размещались провизия, вода и снабжение для ближнего плавания. Выше палубы по середине корпуса вдоль галеры, чуть выше банок гребцов, заходя на нос, шел специальный помост, именуемый куршея. В бою здесь находилась боевая позиция лучников и аркебузиров. Кроме того, сюда выходили трапы, ведущие в помещения под палубой, где хранились припасы и паруса. Настил прохода придавал корпусу галеры дополнительную продольную прочность.

Нос галеры переходил, в похожий на бушприт, надводный таран. На носу же находился передний конец куршеи, над которой сооружалась боевая платформа, для солдат. Края этой платформы, у бортов были существенно выше, чем по направлению к носу и корме. Рулевое устройство обеспечивало управление галерой. Перо руля приводилось в движение румпелем. Рулевой стоял на крытом помосте на юте, перед помостом находилось место капитана галеры и старших офицеров. На корме же, как правило, находились роскошные каюты, а на небольших судах помпезно-украшенная беседка с пышным балдахином из дорогих тканей, пестроту отделки усиливали многочисленные флаги и шелковые полотнища. Увы, только капитан, а иногда лишь несколько старших офицеров, имели возможность устроиться там на ночь.


При ходе под парусом весла галеры выставляли в ряд перпендикулярно вдоль борта, закрепляя их вальки на куршее либо при помощи специальных петель, либо помещая их в специальные скобы. В первом случае корабль был в любой момент готов возобновить греблю, поэтому такой вариант использовался в основном для кратковременного отдыха гребцов, второй же был предназначен для длительного перехода под парусами. Иногда для установки весел в походном положении имелись специальные брусья - бортовые филареты, расположенные высоко над аутригером на специальных стойках. На них же натягивался при необходимости тент. Парусное вооружение, как правило, состояло из одной-двух мачт с латинскими парусами, но имелись галеры и с иным парусным вооружением и числом мачт. При движении на веслах, напротив, старались убрать мешающие ходу паруса и даже реи, которые выставляли вертикально, укрепляя вдоль мачты.

Скорость галеры достигала 7-8 узлов при форсированной гребле, и 5-6 узлов при дальних переходах. При острой необходимости хороший гребной экипаж мог показать на короткой дистанции более высокую скорость - порядка 200 м в минуту. Но при движении на такой скорости гребцы полностью выдыхались уже через 20 минут. Ранжировка гребцов, распределение их по местам было очень деликатной задачей. Надо было добиться, чтобы гребцы каждого борта в совокупности имели примерно равную силу для сбалансированности хода. При этом на концы весла сажали наиболее сильных людей, из них два самых опытных и ловких сажались побортно на два первых весла от кормы, это были загребные. Два других гребца из привилегированной категории находились на носовых банках. Их роль определялась тем, что они несли ответственность за работу с якорями. Как правило, на эти должности подбирались добровольцы, особенно ценились бывшие каторжники, отбывшие свой срок, но еще на некоторое время оставшиеся на галере немного подзаработать. Командиры галер делали им отличия, иногда даже приплачивали из своего кармана или давали награды. В идеале на каждой банке должен был сидеть один вольнонаемный гребец, который задавал темп гребли. Гребцы, которые сидели у внутреннего конца весла уставали намного сильней тех, которые сидели ближе к борту, к уключине. Молодые, рослые, здоровые молодцы с крепкой хваткой становились загребными и старшими на каждой банке, отвечая за «натаскивание» новых гребцов. Это была элита гребцов галеры. Их отбирали очень тщательно, как правило из рабов, но при большом числе в экипаже осужденных преступников загребных назначали и из их числа. Рядом с загребными на каждой банке сидели apostis, затем шли tiercerol, quarterol и, наконец, quinterol - самые слабые и тщедушные.

Автономность галеры была достаточно низка, главным образом из-за малых запасов воды на борту, а воды гребцам требовалось много. Быстрые переходы были возможны только при хорошем снабжении, которое осуществляли вспомогательные парусные суда, сопровождавшие галеры или осуществлявшие с ними рандеву в установленных точках маршрута. Наиболее же эффективны были плавания вдоль оборудованного побережья между базами снабжения, от гавани до гавани.

А теперь несколько слов о человеке, из которого книги и фильмы обычно делают главного злодея. Это комит (лат. сomes) у итальянцев или альгвазил (alguacil, от араб. al-wazīr‎‎ - чиновник) у испанцев - начальник шиурмы. Он смотрел, все ли выбриты и прикованы, заботился о заготовке воды и топлива, наблюдал и днем и ночью за порядком службы матросов и поведением шиурмы. Комит был вместе с тем и палачом, состоял на жаловании, получал офицерский рацион, хотя и не ел за офицерским столом, ибо по происхождению относился к «низам».

В море комит всегда находился в кормовой части, рядом с капитаном, для получения от него приказаний. Два подкомита (помощника) стояли на помосте между рядами гребцов один в средине, а другой на носу судна, вооруженные плетьми. Когда капитан приказывал начать греблю, комит давал об этом знать, дуя в серебряный свисток. Этот сигнал повторяли подкомиты. В процессе гребли свистом, впрочем, не только им, если кто пытался сачковать, поддерживался требуемый темп. Кто не успевал в ритм - получал по спине не только хлыстом от подкомитов, но затем еще и веслом от сидящего сзади гребца. Впрочем, все прекрасно понимали, что кнут, обрушивающийся на несчастного, выбившегося из ритма, был лишь первым предупреждением, за которым вполне мог последовать удар саблей по голове, и тело убитого летело за борт.

Так как от равномерности работы веслами зависел ход галеры, то часто брали музыкантов, обязанных держать такт. Часто они подбирались (до 8 человек) из шиурмы: хорошая музыка была престижной, считалась щегольством, поэтому капитан ценил музыкантов и часто отпускал им улучшенное содержание. Но помимо услаждения тщеславия командира, часть музыкальной команды выполняла очень важную функцию на галере. Ударные инструменты составляли слаженный ансамбль, задающий ритм гребной команде, а трубачи и горнисты подавали команды и сигналы.

Много писалось и в то время, но особенно позже, о нечеловеческой доле «галерников», однако картина голодных, забитых до полусмерти надсмотрщиками галерных рабов, по здравому размышлению, должна быть немного пересмотрена. Несомненно, галерное наказание было жестоким. Несомненно, число смертей от перенапряжения, тепловых ударов и, прежде всего, от воспаления легких было велико, так как низкосидящие галеры сильно заливало, и ничем не защищенные гребцы промокали до нитки. Но все другое едва ли соответствует правде. Питание, безусловно, было скверного качества, но количество еды вряд ли было недостаточным, иначе прикиньте, что может наработать на веслах полуголодный человек?

Действительно подкомиты без колебания пользовались плетью. Но, однако, и здесь встает вопрос: на что годится избитый до полусмерти человек? Конечно, бывали исключения, но в основной массе капитаны (как правило аристократы) были достаточно умны, чтобы понять простую истину - истощенный и покалеченный человек не будет полноценным гребцом, а от гребцов в бою зависит жизнь всего экипажа. Ибо даже и не очень существенные потери среди шаурмы по сути лишали гребной корабль необходимых для ведения боя хода и маневренности из-за невозможности синхронной гребли. Даже выход из строя отдельных гребцов весьма существенно затруднял работу остальных.

Трудно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере. Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности. В свою очередь, и гребцы четко понимали, что гибель галеры означает для них верную смерть, ибо они были прикованы к банкам. В лучшем случае они становились гребцами на судне победителя. Правда, для военнопленных оставалась некая надежда, что они попадут к своим соотечественникам или хотя бы единоверцам.

Но самое главное, что следует отметить историку - традиция использования на галерах осужденных преступников имела большое воздействие на все законодательство данной страны. Если сравнить количество казней в Германии или Англии с Францией или Италией, то можно установить, что в «галерных» странах оно было гораздо меньше. Если к этому добавить, такие жестокие наказания, как отрубание рук или ног, то разница будет еще более значительная. Поэтому возможность использования труда осужденных со смыслом в какой-то степени предохранила в Средние века страны Средиземноморья от введения слишком жестокой и кровавой юстиции.

Разгрузка галеры. Три галерных раба на переднем плане. Гравюра флорентийца Stefano della Bella (1645 г.)

Интересный факт - на русских галерах команды гребцов формировались лишь из солдат и нанятых «работных людей», привлекались даже гвардейцы. Такой экипаж позволял действовать гребному флоту гораздо активнее, смелее и полностью использовать преимущества этого типа судов. Французский посол в России маркиз Жоакен Шетарди (Jacques-Joachim Trotti marquis de la Chétardie; 1705-1759) вынужден был признать, что «Петр Великий сумел внушить находившимся в его распоряжении войскам мысль о почете, связанным с должностью, обыкновенно выполняемой каторжниками. Даже гвардейцы считали для себя оскорблением не участвовать в гребле на перевозящей их галере, из чего проистекает, что галера, обычно у нас содержавшая немного воинов, высаживает, пристав к берегу от 400 до 500 вооруженных людей ».

Впрочем, можно указать на проекты европейцев, служивших еще отцу Петра I, Алексею Михайловичу (1629—1676), о создании гребных кораблей. На которых, конечно же, «по обычаю иных государств» предлагали использовать невольников и каторжан. Например, Андреас Виниус (Andries Dionyszoon Winius; 1605—1652) писал: «Всяких воров и бусурманских полоняников мочно на катарги сажать для гребли на цепях, чтоб не разбежались и зла не учинили (турки вон сажали на цепи, а невольники чуть ли не каждый год на протяжении XVII в. "зло чинили" - alexuslob); и чем таким ворам и полоняником, которых по тюрьмам бывает много, хлеб туне давать, и они б на катаргах хлеб зарабатывали, а иных воров, по делу смотря, мочно посадить на 5 и на 6 лет и больше, а иных, которые достоили смерти, и на век по обычаю иных государств ».

Но проекты, так и остались проектами, ибо постройка галер на Руси началась только в 1713 году в Петербурге, на месте современного Адмиралтейства. Впрочем, самая первая в России галера была построена и спущена на воду в Астрахани в 1670 году. Всего в царствование Петра Великого было построено около 200 галер и скампавей. Для содержания в порядке галерного флота в 1721 году начата была постройка на Васильевском острове Галерной гавани. Притом, первыми галерами командовали гвардейские офицеры, даже сам царь в Азовском походе принял на себя командование галерой «Принципиум»*. Петр I успешно применял галеры в боевых действиях против Швеции в Северной войне в шхерных районах Финского и Ботнического залива. Шхерные флотилии на Балтике просуществовали до середины XIX века и в годы Крымской войны уступили место паровым канонеркам, а затем и броненосцам береговой обороны.

* Галера «Принципиум» построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу (еще в 1694 году по приказу Петра I в Голландии была заказана 32-весельная галера, «Адмирал Лефорт», части которой со всеми принадлежностями доставили в Архангельск), 2 апреля того же года вместе с двумя другими однотипными судами («Святой Марк» и «Святой Матвей») была спущена на воду. Длина - 38 м, ширина - 7,36 м, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. 3 мая 1696 года «Принципиум» под командованием Петра I в голове отряда из восьми судов покинула Воронеж и после 12-дневного плавания прибыла в Черкесск. Во время этого перехода на ее борту Петром I был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова.

Конечно, было бы преувеличением говорить о гуманности «средиземноморского» правосудия, ибо, несомненно, галерное наказание было очень строгим, но все-таки осужденным давался некий шанс. После отбытия срока человек становился свободным и мог начать новую жизнь «с чистого листа», что жертвам жестокой юстиции северных стран было заказано. Имеются достоверные исторические примеры, когда бывшие галерники достигали почета и богатства.

При не слишком большом сроке наказания выжить в «галерной» ссылке было вполне реально, ибо нельзя сказать, что гребцы работали без отдыха. Все весла использовали только в бою, или при выходе из порта, а в остальных случаях гребцы делились на три смены. В этой ситуации было три пары загребных. Основная пара сидела на кормовых веслах, вторая примерно на треть шиурмы от кормы, а третья - на треть от носа. Во время отдыха одной смены ей раздавали воду и еду. Только при крайней необходимости использовалась гребля всем составом без отдыха по нескольку часов. В такой ситуации подкомиты и матросы, в буквальном смысле слова «с рук», подкармливали гребцов хлебом, смоченным в вине. Опытные капитаны галер неохотно прибегали к этому режиму, так как гребцы очень быстро уставали и фактически на некоторое время выходили из строя, что снижало боеготовность галеры. Особый, усиленный рацион выдавался перед боем и в бою. Тогда запасы вина, хлеба, сыра, фруктов заранее выставлялись прямо перед гребцами.

Особенно стоит отметить, что положение на галере гребцов-каторжников зачастую было существенно лучше, чем у заключенных в обычные тюрьмы того времени. Так как капитаны и офицеры галер, в отличие от сухопутных тюремщиков, были кровно заинтересованы в сравнительном благополучии своих подопечных, от работы которых напрямую зависела их жизнь во время выхода в море и, тем более, в бою. В период военных походов терять гребцов непозволительная роскошь, так как найти замену не так-то просто - ведь гребля требует опыта и умения.

Литература

  • Архенгольц Ф. История морских разбойников Средиземного моря и океана. — М.: Новелла, 1991. — 368 с.
  • Боголюбов Н.П. История корабля. Тома I. СПб.: тип. Л.Ф. Снегирева, 1880.
  • Вильчинский Е.А. Д. Винниус. Исторические материалы //Русская Старина. 1909. № 11.
  • Елагин С.И. История русского флота. Период Азовский, печатается по ксерокопии издания 1864 года. — Воронеж: Центр.-Чернозем. кн, 1997. — 533 с.
  • Иванов С.В. Галеры. Эпоха ренессанса 1470-1590. //Война на море № 14, 2005 г. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. Белорецк: ООО «АРС». - 48 с.
  • Каторин Ю.Ф., Волковский Н.Л. История корабля. От гребного флота Древнего мира до наших дней. М.: АСТ, 2010 - 686 с.
  • Копелев Д.Н. Золотая эпоха морского разбоя (пираты, флибустьеры, корсары). — М.: Остожье, 1997. — 496 с.
  • Мондфельдт, Вольфрам. Галеры от Средневековья до Нового времени. — СПб., М.: Полигон, АСТ, 2000. — 112 с.
  • Норвич Дж. История Венецианской республики. — М.: АСТ, АСТ Москва, Мидгард, 2010. — 896 с.
  • Самойлов К.И. Морской словарь. М. Л.: Государственное Военно морское Издательство НКВМФ Союза ССР, 1941. - 368 с.
  • Энциклопедия кораблей /Под ред. К. Маршала. - СПб.: «Полигон», 1997. - 620 с.
  • Guilmartin, John F. Galleons and galleys. - London. - Cassel and Co., 2002. — 224 р.
  • Parker, Foxhall A. Fleets of the world. The galley period. — New York: D. Van Nostrand, Publisher, 1876. — 235 с.
  • Paul W. Bamford. Fighting ships and prisons. Minneapolis, 1973. - 468 р.

Напоминаем Вам, что в нашем журнале "Наука и техника" Вы найдете много интересных оригинальных статей о развитии авиации, кораблестроения, бронетехники, средств связи, космонавтики, точных, естественных и социальных наук. На сайте Вы можете приобрести электронную версию журнала за символические 60 р/15 грн

В нашем интернет-магазине вы найдете также постеры , магниты , календари с авиацией, кораблями, танками.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter.

Sp-force-hide { display: none;}.sp-form { display: block; background: #ffffff; padding: 15px; width: 960px; max-width: 100%; border-radius: 5px; -moz-border-radius: 5px; -webkit-border-radius: 5px; border-color: #dddddd; border-style: solid; border-width: 1px; font-family: Arial, "Helvetica Neue", sans-serif; background-repeat: no-repeat; background-position: center; background-size: auto;}.sp-form input { display: inline-block; opacity: 1; visibility: visible;}.sp-form .sp-form-fields-wrapper { margin: 0 auto; width: 930px;}.sp-form .sp-form-control { background: #ffffff; border-color: #cccccc; border-style: solid; border-width: 1px; font-size: 15px; padding-left: 8.75px; padding-right: 8.75px; border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; height: 35px; width: 100%;}.sp-form .sp-field label { color: #444444; font-size: 13px; font-style: normal; font-weight: bold;}.sp-form .sp-button { border-radius: 4px; -moz-border-radius: 4px; -webkit-border-radius: 4px; background-color: #0089bf; color: #ffffff; width: auto; font-weight: 700; font-style: normal; font-family: Arial, sans-serif;}.sp-form .sp-button-container { text-align: left;}

Жизнь гребцов на галерах стала синонимом каторжной жизни. Но никто всерьез не задумывается: а были ли гребцы на галерах подневольными? Или мифы о галерных рабах были лишь военной дезинформацией? Еще Гомер описывал суда, имевшие 20, 50, 118 весел. Вероятно, имеются в виду биремы, гребцы на которых располагались в два ряда.

В египетских папирусах есть упоминание о том, что при правителях Птолемее II (285-246 годы до нашей эры) и Птолемее IV (222-203 годы до нашей эры) строились суда с 4 тысячами гребцов, то есть с населением среднего античного города. Реальность существования таких военных судов с рабами-гребцами очень невелика.

Самый распространенный тип военных судов в греческую и римскую эпохи — это триремы, или, как их называли греки, триеры — с тремя рядами гребцов. Обычно экипаж на триере состоял из 150-170 гребцов, 18-50 солдат и около 12-16 матросов. Нетрудно подсчитать, сколько воинов может уместиться на судне с 4 тысячами гребцов, если таковые действительно существовали.

Рабы-гребцы могли запросто подавить солдат и матросов судна. Особенно такая возможность предоставлялась при штурме неприятельского берега. Ведь тогда получается, что древние египтяне, греки и римляне, оставляя корабли на рабов, лишали себя путей к отступлению и в любой момент могли получить удар с тыла.

Можно, конечно, списать все это на фанатизм, жестокость и безжалостность к своим подчиненным полководцев древности. Хотя, скорее всего, гребцы на галерах вовсе не были бессловесными рабами, а отлично подготовленными «десантниками».

Судоходство в античную эпоху осуществлялось главным образом двумя видами судов: военными, у которых были удлиненные пропорции, съемная мачта и весла как основное средство передвижения, и торговыми — более короткими и широкими, движущимися при помощи парусов.

На галерах перевозился своеобразный античный спецназ, который первым высаживался на чужой территории, а уже за ним на торговых судах подвозились остальные войска. Наступающим выгодно было, чтобы неприятель считал гребцов рабами и измерял количество войск только «штатными» воинами, а значит, и выставлял при отражении удара соответственное количество своих, находясь в обороне.

Неожиданное появление сильных, атлетически сложенных, в силу своего основного занятия, да еще обученных правилам рукопашного боя гребцов приводило противников к панике, а часто и к беспорядочному отступлению.

Описание атаки гребцов в военной экспедиции финикийцев на остров Сицилия можно встретить в трудах греческого историка Диодора Сицилийского (примерно 90-30 годы до нашей эры): «Вышли гребцы из моря, и берег залился кровью поверженных, воинов, оборонявших свою землю».

Есть также упоминания о том, что Юлий Цезарь напал на 4 галерах, имевших примерно 500 воинов на борту, на пиратов острова Фармакуссы и разгромил их. Если бы гребцы на галерах Цезаря были рабами, то неужели отъявленные головорезы, которым терять было нечего, не справились бы с горсткой римских воинов с 4 галер?

В более поздний период появилось немало описаний страданий гребцов на галерах, в частности, пленных запорожских казаков, которых турки заковывали в кандалы, били нагайками, почти не кормили и не давали воды.

Невозможно представить, чтобы экипаж современного военного судна только и делал, что повреждал двигатель собственного корабля. А ведь гребцы и были своеобразным двигателем на галере, а галера, напомним, была военным судном. Использовать ее в торговом флоте было просто нерентабельно — слишком много места занимали гребцы, и товар, перевозимый на галерах, был бы поистине золотым.

Если гребцам не давать вдоволь воды, плохо кормить и держать в кандалах, от которых образуются раны, порой смертельные вследствие заражения крови, это значит лишать свой корабль дополнительной мощности.

В период военных походов это непозволительная роскошь, так как найти замену выбывшему гребцу не так-то просто — ведь гребля требует опыта и умения. А опасность бунта рабов-гребцов могла поставить на карту успех даже хорошо спланированной военной операции.

Однако опыт морской победы Цезаря римляне потом забыли. Чаще всего на римских военных галерах гребцами были рабы. Тяжелые медленные корабли имели несколько матросов и подразделение «морской пехоты».

Интересно, что бесправных гребцов кормили лучше, чем экипаж из свободных римлян. Физические нагрузки на веслах были неимоверные, и рабам требовалось высококалорийное питание. При максимальной скорости могучие гребцы нередко умирали от перенапряжения.

Впрочем, догнать быстроходные пиратские корабли все равно удавалось нечасто. У них и вес был поменьше, и весел побольше, а главное — гребцы тоже входили в команду. Поэтому при абордажной схватке команда пиратов всегда имела численный перевес.

Поэтому целые столетия пиратские республики Средиземноморья терроризировали купеческие суда. Пока вместо гребцов не стали использовать воинов.

Марк Раппорт

И з хроник мы знаем, что корму украшала целая рельефная галерея, рассказывавшая об аргонавтах и их путешествии в Колхиду. Внутреннее помещение украшали статуи Марса, Меркурия, Одиссея.

На фризах были изображены тритоны, русалки, морские чудовища, дельфины и черепахи. Всего фигур насчитывалось более ста. И флагманская галера дона Жуана была не единственной в своём роде. Блеском и великолепием отличались не только флагманы, но также и простые военные галеры, и корабли богатых аристократов...

Но за роскошью гордо плывущих галер скрывался тяжелый труд. Команды гребцов состояли из трех разрядов людей: каторжников, невольников и добровольцев. Каторжники, приговоренные судом, были прикованы за одну ногу; их никогда не отпускали на берег, им было запрещено носить волосы, бороду и усы.

Ко второму разряду гребцов относились невольники: мавры (арабы), турки, негры и даже индейцы - ирокезы. Невольников также держали прикованными. На макушке при бритье им оставляли клок волос, чтобы отличать от каторжников.

Добровольцы, составлявшие немногочисленный отряд гребцов, находились в привилегированном положении. Они получали жалование и могли сходить на берег. Но все же их брили, оставляя только усы, и на ночь приковывали цепью.

Войдя в один из небольших залов королевского музея, я столкнулся с манекенами галерников. Бритоголовый каторжник и полуголый невольник сидят, скованные цепью, на мешках с провизией. Их охраняет вооруженный мечом солдат. Чуть поодаль - фигура свободного гребца, несущего ящик с инструментом. Несколько больших гравюр на заднем плане: порты Барселона и Генуя. Там изображены люди, закованные в цепи, а за ними - золоченые галеры...

Медленно, вереницей поднимаются каторжники на борт. Каждый сообщает офицеру охраны свое имя, а также имена родителей и жены. Эти сведения вносятся в судовой журнал. В него же записывается дата судебного приговора, а также данные о характере преступления и длительности наказания.

Затем производится описание личности: рост, цвет глаз и волос, форма лица, особые приметы. После этого каждому из каторжников сообщают номер, с которым он будет жить все годы, назначенные ему судом. (Невольник, под своим номером будет и похоронен...)

Далее к осмотру приступает врач, ощупывая каторжников, словно быков на рынке. Наиболее сильные и выносливые пополняют состав гребцов, другие же вынуждены сполна познать участь галерных инвалидов: их оставляют «догнивать» на старых судах или же отправляют на вновь открытые земли. В обоих случаях их участь предопределена. Голод и болезни быстро вершат свое страшное дело.

По окончании унизительной процедуры отбора заключенные передаются в руки брадобрея. Он за несколько секунд сбривает не только бороду, но и умудряется начисто снять все волосы на голове.

После этого галерники получают по две пары рубашек и брюки из грубой ткани, а также коричневый мешок из шерсти, служащий им постелью.

Толстыми цепями осужденных по пять человек приковывают друг к другу и помещают в тесные отсеки длиной 230 см и шириной 125 см. Эти камеры находятся в трюме, в самом низу корабля. Сюда проникает соленая вода, разъедая кожу...

Питание галерников ничем не лучше их жизни. Ежедневный рацион составляет 980 граммов сухарей, 120 граммов бобов, немного соли и масла; только по особым праздникам - вино. В походе через день выдают суп; четыре раза в году подневольным положено мясо... Те, кому помогают родственники, имеют мизерное количество денег. Они могут позволить себе купить некоторые продукты у членов экипажа или солдат...

Каторжный труд в море быстро изматывал голодных рабов. За отказ от работ их били, ослабевших бросали в море. В ближайшем порту капитаны пополняли запасы рабочей силы. Доставалось и вольнонаемным, но всё же их положение было несколько лучше.