Занятие в подготовительной группе «История часов. Конспект НОД для подготовительной группы


Кто будил людей по утрам? Да вот же, часы на заборе сидят. Петушок- петушок золотой гребешок Что ты рано встаешь Деткам спать не даешь. – Как будет петушок людей? Ку-ка-ре-ку! Просыпайтесь люди добрые, на работу пора. - А можно ли точное время определить по петушку? - А что случится, если ночью упадет петушок с жердочки и закричит во все горло? – А если лиса унесет петушка, кто разбудит людей? И решили люди другие часы придумать.


Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило. Часы такие работали от воды, а значит, назывались водные? А " title="Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: >. Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило. Часы такие работали от воды, а значит, назывались водные? А " class="link_thumb"> 3 Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: >. Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило. Часы такие работали от воды, а значит, назывались водные? А всегда ли в таких часах будет водичка бежать? Как только вода вся выбежит, надо новую налить, т.е. завести водяные часы. И решили люди другие часы придумать. . Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило. Часы такие работали от воды, а значит, назывались водные? А "> . Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило. Часы такие работали от воды, а значит, назывались водные? А всегда ли в таких часах будет водичка бежать? Как только вода вся выбежит, надо новую налить, т.е. завести водяные часы. И решили люди другие часы придумать."> . Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило. Часы такие работали от воды, а значит, назывались водные? А " title="Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: >. Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило. Часы такие работали от воды, а значит, назывались водные? А "> title="Они могли время и днем, и ночью показывать. Про такие часы говорят: >. Сосуд с дырочкой у дна. На стенке сделаны черточки, которые показывают время. Вода вытекает из сосуда, время уходило. Часы такие работали от воды, а значит, назывались водные? А ">


Первые огневые, или свечные, часы - это тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по всей длине шкалой. Они сравнительно точно показывали время, а в ночные часы еще и освещали жилища церковных и светских сановников, в том числе таких правителей К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания и таяния воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был своего рода звуковой сигнализацией времени. Такие часы никогда не относились к приборам, которые по точности можно было бы сравнить с солнечными или водяными часами.


Такие часы работали от солнца, а значит, назывались как? А придумали такие часы в Древнем Риме. Встало солнце – все проснулись, за работу принялись. Над головой, оказалось – обедать пора. А спряталось за синее море, за высокие горы, пришло время идти на покой. И вот однажды заметил человек, что тень от дерева падает утром в одну сторону, а вечером в другую. Вкопал он столб в землю, вокруг начертил круг, разделил его на части. Взошло солнце, и тень от столба двинулась по кругу. Такие часы назывались – Солнечные.


Песочные часы появились в Европе столь поздно, они быстро распространились. Этому способствовали их простота, надежность, низкая цена и не в последнюю очередь возможность измерять с их помощью время в любой момент дня и ночи. Их недостатком был сравнительно короткий интервал времени, который можно было измерить, не переворачивая прибора. Обычные часы были рассчитаны на полчаса или час, реже на 3 часа, и лишь в совершенно редких случаях строили огромные песочные часы на 12 часов хода. Не давало улучшения и соединение нескольких песочных часов в одно целое.


Самые первые в мире башенные часы были установлены в Лондоне на башне Вестминстерского аббатства еще в 1288 году. Затраты на содержание башенных часов всегда были огромны – нужно постоянно их смазывать, подводить стрелки, но, по сути, они «обеспечивали» временем весь город. А вот в России первые башенные часы появились на башне Московского Кремля только в 1865 году.


Настенные часы появились в XV веке. Как правило, их делали из дерева, но могли использовать и другой материал. Особенностью настенных часов было то, что у них были очень длинные маятники, поэтому приходилось подвешивать часы высоко на стену. Они и сейчас есть у многих людей, только несколько измененные и зачастую с основной функцией – как элемент комнатного интерьера.


Напольные часы появились в 17 веке. Они сочетали в себе настенные и башенные часы, поскольку их корпус был выполнен в виде высокого шкафчика, который утолщался кверху – там находился циферблат, а весь механизм и самое главное маятник были закрыты стенками. В веках напольные часы стали изготавливать из дорогих сортов дерева, украшать резными узорами.


Наручные часы появились совсем недавно – около 100 лет назад, естественно в Швейцарии. Поначалу наручные часы были только женские и были украшены драгоценными камнями, мужчины предпочитали носить часы на цепочке. Но из-за не совсем удобного ношения часов на цепочке, вскоре и мужчины стали носить их на руке.

Марина Герасимова
НОД «История возникновения часов» подготовительная группа

НОД "История возникновения часов " в подготовительной группе

Программные задачи.

Образовательные :

Познакомить детей с циферблатом часов . Закрепить и расширить знания детей о разных видах часов , о принципах их работы, их роли в жизни человека. Активизировать словарь, совершенствовать навыки речевого общения.

2. Развивающие :

Развивать творческое воображение и логическое мышление, умение делать выводы, излагать мысли. Способствовать развитию самостоятельности мышления.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к технике, целеустремленность, взаимопомощь и умение взаимодействовать со сверстниками.

Материал к занятию :

Ноутбук, проектор, презентация «История часов » », магнитофон, музыкальная запись, цветные карандаши, листы белой бумаги, макет часов с движущимися стрелками.

Предварительная работа : рассматривание иллюстраций, чтение книг, беседы, загадывание загадок, экскурсия в библиотеку.

Ход занятия:

Дети стоят в кругу, взявшись за руки.

Мы с вами большая, дружная семья, давайте передадим наше тепло друг другу обнявшись. Давайте друг другу улыбнемся.

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, а куда, вы должны отгадать загадку :

Мы ходим ночью, ходим днём,

А всё же с места не сойдём.

Мы бьём исправно каждый час,

А вы, друзья, узнали нас. (Часы)

Что это такое? (Это часы)

Правильно, это часы. Сегодня мы отправляемся на планету времени. Все готовы? Отправляемся. Встали в круг, положили руки друг другу на плечи, закрыли глаза. Представьте себе свой полет, посмотрите сколько звезд, сколько разнообразных планет, как безупречно красиво небесное пространство (звучит космическая музыка) .

Вот мы с вами и добрались. Посмотрите, какая необычная планета. Это планета времени (слайд1)

Как вы думаете о чем мы с вами будем рассуждать (о часах)

Сейчас я вас познакомлю с историей часов .

Давным - давно, когда не было часов , люди узнавали время по солнцу. Солнце взошло – пора вставать; темнеет – пора заканчивать работу, готовиться ко сну. (cлайд 2)

Самые древние часы, которыми пользовались люди, чтобы примерно знать время, - это солнечные часы. Циферблат таких часов помещали на открытом ярко освещаемом солнцем месте, а стрелкой часов служил стержень , отбрасывающий тень на циферблат (слайд 3)

–Угадайте, а это что за часы?

Эти часы важно ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат “ку-ка-ре-ку”.

– Узнали кто это? (ответы детей) (Слайд 4)

Еще солнце не взошло, а петух уже кричит, скоро утро! хватит спать!

Это часы-петух.

Посмотрите, какие необыкновенные часы – цветы. (слайд 5) . Давным-давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Открываются цветы не когда им вздумается, а в «свое собственное» время.

А это, водяные часы (слайд 6)

В высокий стеклянный сосуд с отверстием у дна наливалась вода. Капля за каплей она сочилась из отверстия. На стенках сосуда были сделаны отметки, которые показывали, сколько времени прошло с того момента, когда в сосуд налили воду. Это были водяные часы.

- (Слайд 7)

Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок , ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Эти часы назвали песочными.

Жизнь не стоит на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные часы, наручные, настенные (слайд 8)

Как вы думаете, зачем людям нужны часы? (ответы детей)

Чтобы было, если люди не знали времени? (ответы детей)

Динамическая пауза.

- А теперь давайте отдохнем :

Тик-так, тик-так.

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (наклоны вправо - влево)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (приседания, показ избушки – руки над головой)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (приседания)

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. (вращение туловища вправо)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой . (вращение туловища влево)

А часы идут, идут, (ходьба на месте)

Иногда вдруг отстают, (замедление темпа ходьбы)

А бывают, что спешат,

Словно убежать хотят! (бег на месте)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (дети останавливаются,

Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Дети подходят к столу, на котором размещены : корпус, циферблат с цифрами; стрелки; часовой механизм ; часы.

Воспитатель (берет в руки часы) :

Из каких частей состоят часы?

(Ответы детей)

Правильно, у всех часов есть корпус , есть циферблат. На циферблате размещены цифры.

- Воспитатель : Каким образом они расположены?

Ответы детей : (по кругу, по порядку) .

Что будет, если цифры перепутать? (ответы детей) .

Игра «Собери часы»

- Воспитатель : Молодцы! Все с работой справились. А теперь я предлагаю вам придумать свои часы или нарисовать те, которые вам понравились больше всего. А кто-то может и придумает свои часы будущего. А прежде чем мы начнем, давайте разомнем наши пальчики.

Разминка для рук.

Мы писали, мы писали,

Наши пальчики устали,

Мы немножко отдохнем

И опять писать начнем.

Дети рисуют (под музыку)

Вот наше путешествие подошло к концу. Что нового вы сегодня узнали (ответы детей)

Давайте с вами рассмотрим ваши работы (Анализ детский работ)

Скажите, как бы мы жили, если бы не было часов ? (Дети рассуждают) .

Чем вам было интересно на планете времени? (ответы детей)

Что было трудно? (ответы детей)

В следующий раз мы отправимся с вами на другую планету, где много интересного.


Цель:
установление причинно – следственных связей возникновения часовЗадачи:

  • Обучающие:познакомить детей с историей часов и их назначением; закреплять умение изображать разные часы.
  • Развивающие: развивать творческое воображение и логическое мышление детей.
  • Воспитательные: воспитывать умение беречь время.

Предварительная работа : создание музея часов, рассматривание часов, разучивание пословиц о времени и часах (всему свое время; всякое семя знает свое время; делу - время, потехе – час; скучен день до вечера, коли делать нечего) с объяснением значения.Необходимые материалы: разные часы, картинки с изображением часов, фонарь, гуашь, кисти, набор цифр – наклеек (по набору на ребенка)Ход:Воспитатель: сегодня утром пришло письмо от маленького зайчонка. Он просит помощи. Зайчонок пишет: вот уже несколько раз его приглашали на праздники друзья. Но, когда он приходил, то было уже поздно – все гости разошлись, а главное, ему не досталось сладкой морковки.

Ребята, как вы думаете, почему зайчик опоздал? (не знал, когда выходить из дома; нет часов; проспал)

Вы все говорите правильно. А как же узнать, что уже пора выходить из дома? (посмотреть на часы)
- А у зайчика в лесу есть часы? (нет)
- Как вы думаете, часы были всегда или их когда – то не было?(когда – то часов не было)

Верно, давным-давно часов не было. А как они появились, мы сегодня с вами и узнаем.
- А если бы в нашем времени, сейчас, исчезли бы все часы, что случилось бы, как вы думаете?(люди бы опоздали на работу, дети в детский сад, не посмотрели бы мультики)

Правильно мы бы не знали, что и когда делать. Раньше люди время определяли по солнцу. Солнышко вставало, и люди просыпались; солнышко садилось – ложились спать.
- А когда люди спали дольше, летом или зимой? (зимой день короткий, а ночь длинная)

Позже люди поняли, что по солнцу можно очень точно определять время. Утром и вечером тень от деревьев длиннее, чем днем. Утром с одной стороны, а вечером с другой. Когда человек понял это, то придумал солнечные часы (показ картинки.) Очень многие страны и народы пользовались солнечными часами.
- Как вы думаете, удобны были такие часы? (нет)
- Что в них было плохого? (они были очень большими, нельзя взять с собой, не всегда есть солнце)

Верно, такие часы сильно зависели от погоды. То есть, если не было солнышка, то и часы не работали (опыт с фонарем). А во многих странах большую часть года солнце прячется за тучами или очень рано садится.

После этого появились водяные часы, вода капала через отверстие и отмеряла время. Почти сразу же появились и песочные часы, которые ничем не отличались от современных песочных часов. (Показать картинки) Они могли показать, сколько прошло времени: 1 минута, 5 минут, 1 час, но только тогда, когда просыплется весь песок.
- Что было в песочных часах хорошего, а что плохого?(можно точно сказать, сколько прошло времени; плохо – их всё время надо переворачивать; нельзя взять с собой.
- Конечно, эти часы нужно было всё время переворачивать.

Часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. А это много или мало?
Сейчас мы это проверим.Физминутка
Тик – так, тик – так,
Все часы идут вот так (наклоны головы влево - вправо)
Тик – так, тик – так
Смотри скорей, который час? (наклоны туловища влево – вправо)
Тик – так, тик-так, тик-так,
Налево – раз, направо – раз (повороты туловища влево – вправо)
Мы тоже сможем так:
Тик-так, тик-так, тик-так (наклоны туловища вперед – назад)

Ну как? Долго мы играли? (нет)
- А хотите, проведем еще один опыт? Я предлагаю вам помолчать ровно одну минуту (игра «Молчанка»)
- А теперь, минута – это много или мало? (много) Правильно, время долго тянется, если делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро.
- Какая пословица, из тех, что мы учили, подходит лучше? (скучен день до вечера, коли делать нечего)

Все эти часы, о которых мы говорили, были неудобными, и человек придумал механизм. Были изготовлены разные механические часы (Показать картинки)
-как называются часы, которые висят на стене? (настенные)
- которые стоят на полу? (напольные)
- которые стоят на столе? (настольные)
- которые человек носит на руке? (наручные)
Но и у всех этих часов были недостатки. Может быть, вы догадаетесь, какие?
Их надо было часто заводить. Если забудешь завести, то они остановятся, поэтому придумали электронные часы, которые работают на батарейках. Это самые удобные часы из всех созданных. (показать изображение)

А сейчас я предлагаю вам нарисовать для зайчонка любые часы, которые вам понравились или придумать свои, а цифры уже готовые их только нужно приклеить. А потом мы с вами их отправим в лес маленькому зайчонку, чтобы он больше никуда не опаздывал. (воспитатель показывает большой конверт)Дети рисуют, а воспитатель читает стихотворение :

Говорят: часы стоят,
Говорят: часы спешат,
Говорят: часы идут,
То немножко отстают,
Мы смотрели с вами вместе,
А часы стоят на месте.
Что мы сегодня делали? Какие часы вам понравились больше всего? Зачем зайчонку часы? Как вы думаете, помогли мы зайчонку?


Конспект НОД в подготовительной к школе группе
«Олимпийский талисман принеси удачу нам!»

Тема: «Олимпийский талисман принеси удачу нам»
Образовательные области:
Приоритетная образовательная область «Познание»
Области в интеграции: «Здоровье», «Социализация», «Коммуникация», «Художественное творчество», Физическая культура»
Цель:Формировать у дошкольников начальные представления об Олимпийских играх современности.
Задачи:
1.Познакомить детей с символикой Олимпийских игр.
2.Развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься физкультурой.
3.Формировать уважительное отношение к спортсменам, к их спортивным достижениям, желание быть похожими на них.
4. Развивать внимание, логическое мышление, творческое воображение детей, стремление к победе и уверенность в своих силах.5.Формировать навык словообразования.
6.Воспитывать чувство гордости за Россию.
7. Активизация словаря: символ, континент, факел.
Оборудование: проектор, глобус, мишень, листы бумаги, телеграмма, посылка, разрезные картинки, картинки с изображением различных видов спорта, игрушки-талисманы Олимпиады 2014 г. и других животных, аудиозапись гимна Олимпийских игр в Сочи.Предварительная работа: - чтение художественной литературы на спортивную тематику; - рассматривание иллюстраций, альбомов с изображением различных видов спорта; - разучивание с детьми стихов и песен; - просмотр видеоматериалов, где представлены элементы олимпийских игр – шествие спортсменов, поднятие флага, соревнования; - беседы о спорте;
-проведение анкетирования родителей;- оформление музыкального зала;
- Ребята, отгадайте загадку: «По снегу покатите – я подрасту, на костре согреете – я пропаду». Что это? (снежный ком)- К нам в группу закатился снежный ком добрых приветствий. Предлагаю улыбнуться друг другу и, передавая поочередно «снежный ком», поздороваться с соседом, стоящим справа, сказав ему ласковое слово.
Стук в дверь, почтальон принес телеграмму.
Показываю детям телеграмму с изображением олимпийского флага.
- Что изображено на телеграмме? (олимпийский флаг) Как вы думаете, кто нам ее прислал?
(олимпийские спортсмены)
- А что такое Олимпийские игры? (ответы детей).
Правильно, Олимпийские игры – это большой спортивный праздник, на котором собираются спортсмены разных стран, чтобы помериться силами в спорте.
А знаете ли вы, что Олимпийские игры были придуманы очень давно? Первые Олимпийские игры проходили в Древней Греции, в городе Олимпия. Когда назначались игры, повсюду объявлялось священное перемирие. Никто не мог воевать, никто не имел права войти в Олимпию с оружием.
- Ребята, давайте прочитаем телеграмму. В ней написано, что к нам в гости торопится олимпийский Мишка - талисман Московских Олимпийских игр 1980 года.
Звучит музыка, появляется Олимпийский Мишка.
Мишка: Здравствуйте, ребята.
Случилась беда. Я был на севере, где все рады приближающейся Олимпиаде, но вдруг налетела метель и пыталась унести олимпийские талисманы, чтобы помешать проведению игр в Сочи. Я быстро собрал животных в коробку и поспешил к вам, чтобы вы мне помогли.
- Вы знаете талисманы Олимпийских игр Сочи? (ответы детей)
Дидактическое упражнение «Кого не хватает, а кто здесь лишний?»
Мишка: Вот в этой коробке спрятались талисманы. Нужно их найти в «снегу», и определить, какого талисмана не хватает? А кто лишний?
Дети выполняют задание.- Молодцы, ребята с заданием справились.
Вот, теперь, вы знакомы с талисманами Олимпиады. Но, самое главное, пожалуй, красиво произносить само слово ОЛИМПИАДА.
Артикуляционная гимнастика. (закрепление звуков [л] [л,])(комплекс артикуляционных упражнений: «Иголка», «Качели», «Блинчик», «Вкусное варенье») Мишка загадывает загадку:
Тот огонь в огромной чаше –
Для спортсменов нету краше!
Все его увидеть рады –
Началась Олимпиада.
Что это? (Олимпийский огонь)
Слайд с изображением огня.
Олимпийский огонь является одним из главных символов Олимпийских игр. Его зажигают за несколько месяцев до начала Олимпийских игр в городе, где проводились Олимпийские игры древности – в Олимпии.
Зажженный огонь день и ночь несут спортсмены – факелоносцы – в дождь, в снег, ветер.
Право зажечь огонь на олимпийском стадионе предоставляется наиболее известному спортсмену страны, где проводятся Олимпийские игры. Олимпийский огонь горит в Олимпийской чаше и не погаснет в течение всех дней и ночей, пока длится Олимпиада.
Зрительная гимнастика «Скалолазы».
Палец, словно карандаш, нарисуем мы, Вытягиваем перед собой руку, указательный пейзаж: палец вверх. Пики скал, о, чудеса, ввысь уходят небеса! «Рисуем» пальцем четыре горы. А теперь дружочек, раз - Приближаем к кончику носа палец, вытягиваем Пальчик твой стал скалолаз вперед от носа. Вверх на горку, Движения глазами и пальцем вверх. Вниз с горы, (глазками за ним следи), Движения глазами и пальцем вниз. Вверх на горку,Движения глазами и пальцем вверх – вниз, Вниз с горы вверх – вниз. Через горы мы прошли, в детский садик Приближаем к кончику носа палец, все пришли. вытягиваем вперед от носа.
Ещё один символ Олимпийских Игр - Олимпийские кольца - представляют собой пять переплетенных колец - их цвета - синий, желтый, черный, зеленый и красный - на белом фоне. Это эмблема Олимпийского движения, которая символизирует пять населённых частей света.
Слайд с изображением флага с кольцами.
Посмотрите на глобус. Вот эти огромные части суши называют континентами (показываю Америку, Африку, Евразию, Австралию, Антарктиду).
Белое поле флага означает дружбу всех, без исключения, людей Земли.
При открытии Олимпийских игр флаг поднимают под звуки олимпийского гимна, а при закрытии игр флаг опускают и передают городу, который станет хозяином будущих Олимпийских игр.
Упражнение «Посчитай-ка»
- Давайте сосчитаем кольца на олимпийском флаге
Одно кольцо, два кольца, три кольца, четыре кольца, пять колец.
Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»
- Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:
Огонь, флаг, кольца, олимпиада.
- А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.
Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.
Пальчиковая гимнастика «Лепим снежки»
Дети образуют круг. Воспитатель раскладывает перед каждым ребенком чистый лист бумаги. - А теперь, 1-2-3-4-5, будут пальчики играть! На каждый слог знакомого вам двустишия «Снегопад», вы должны скомкать свой лист бумаги так, чтобы он превратился в «снежок». - Снего-снего-снегопад, каждый будет очень рад. Будут лыжи и коньки, будут санки и снежки.
Упражнение «Словесные снежки» - Посмотрите, сколько снега намело. А сейчас, предлагаю поиграть в снежки. Вы должны назвать любой вид зимнего спорта и попасть своим снежком в мишень, стоящую перед вами.
Слайд с изображением спортсменов разных видов спорта.
Упражнение «Образуй слово»
Поспела новая игра, нелегкое задание. Приготовься детвора, выполнить задание! Я начинаю предложение, вы заканчиваете его,
Отвечая на вопрос «Кто?»
- Бегает на коньках - ………………. Конькобежец. - Катается на санках - ……………… Саночник. - Катается на лыжах - ……………. …Лыжник. - Играет в хоккей - ………………….. Хоккеист. - Занимается фигурным катанием - … Фигурист.
Физминутка «Зимние забавы»
Мы зимой в снежки играем, Стоят в кругу. «Лепят снежки». По сугробам мы шагаем, Идут друг за другом по кругу. И на лыжах мы бежим, Имитация езды на лыжах, помогают палками. На коньках по льду летим. Имитация катания на коньках, руки за спиной. Крепость дружно строим мы, Берутся за руки идут в круг, поднимая руки. Гостью зиму – любим мы! Расходятся, делая большой круг.
Дидактическая игра «Кому что нужно?».
У меня карточки с изображением различных зимних видов спорта. В середине карточки картинка со спортсменом. Ваша задача подобрать спортсмену все необходимое для игры. Таким образом, из маленьких картинок должна получиться большая целая картина.
Выполнив задание, дети называют вид спорта, и какой спортсмен изображен на получившейся картинке.
Воспитатель: Ребята, на прошлой неделе мы с вами создавали коллективную композицию
«Зимний лес» (показывает детям).Для какого вида спорта, каким спортсменам подошел бы наш зимний пейзаж?(Дети высказывают свои предположения и решают слепить из пластилина лыжников).Дети определяют, какой будет фигура лыжника, его поза, костюм. Воспитатель включает аудиозапись гимна Олимпийских игр в Сочи «Игры, которые мы заслужили» и дети приступают к лепке.
Мишка: Ребята, мне пора отправляться в путь, ведь Олимпийские игры не начнутся без талисманов. Они будут помогать нашим спортсменам, побеждать.
А вы подумайте, что бы вы хотели пожелать спортсменам. Попросите воспитателей написать ваши пожелания, опустите их в воздушные шары, надуйте их. А когда пойдете на прогулку отпустите их вверх, в солнечное небо. А я их встречу в г. Сочи и передам нашим спортсменам.
lefttop

Сведения об участнике:
Фамилия, имя, отчество – Глазкова Мария Владимировна
Место работы – Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад компенсирующего вида № 15 «Мальвина» г. Балаково Саратовской области
Должность – воспитатель

Конспект совместной образовательной деятельности

в подготовительной к школе группе детского сада

«Часы и история их возникновения»,

познавательное развитие (ФЭМП)

Подготовила: Осипова О. А. воспитатель детского сада № 125 Выборгского района Санкт-Петербурга.

Цель: Познакомить детей с разнообразием видов часов, с историей их изобретения, назначением и областями применения.

Задачи:

  1. Образовательные -

Познакомить детей с различными видами часов и историей их появления;

Расширить знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день;

Упражнять детей в определении времени по часам с точностью до часа;

Расширять активный словарь детей по теме «Время»: Часы, час, минута, секунда, клепсидры…

  1. Развивающие –

Развивать познавательные способности и познавательную активность детей;

  1. Воспитательные -

Воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели.

Использование современных образовательных технологий:

ИКТ - технология (презентация «Виды часов»);

Музейная педагогика (создание мини - музея «Часы»);

Проблемно-игровая технология (проблемные ситуации – проблемные вопросы)

Здоровьесберегающая технология – пальчиковая гимнастика «Часы для совы»

Оборудование:

Ноутбук;

Проектор и экран;

Иллюстрации - различные виды часов;

Наглядные пособия, представленные в мини – музее «Часы»: песочные, настенные, настольные, наручные часы различных видов;

Круглые картонные модели часов с часовой и минутной стрелкой (по количеству детей);

Рабочие листы с заданиями для самостоятельной деятельности детей.

Предварительная совместная деятельность:

Дидактические игры и упражнения для знакомства детей с временным отрезком «час»;

Дидактические игры и упражнения для определения времени по часам с точностью до часа.

Дидактические игры и упражнения для развития чувства времени с помощью песочных часов (1 минута, 2 минуты, 5 минут),

Изготовление новогодних часов с движущимися стрелками (модель часов),

Заучивание наизусть стихотворения И.Гуриной «Стрелки»:

Стрелки водят хоровод:

Вот минутная идёт,

Длинная и стройная,

Очень беспокойная.

Вдоль по кругу пролетает,

Все минуты сосчитает.

Часовая – покороче,

Тоже ходит дни и ночи.

Эта стрелка чуть дыша

Проползает не спеша,

Очень медленно для нас

Отмеряет каждый час.

Ход совместной образовательной деятельности:

Часть 1 – организационная

Дети сидят полукругом перед воспитателем. Воспитатель загадывает детям загадку:

Нет ног, а ходим,
Рта нет, а скажем:
Когда спать, когда вставать,
Когда работу начинать.

Как вы думаете, что это? Правильно, это часы! (Слайд 1)

Часть 2 – основная. Совместная образовательная деятельность сопровождается демонстрацией различных видов часов и иллюстраций различных видов часов.

А что такое часы?

Часы́ - прибор для определения текущего времени суток и измерения продолжительности временных интервалов.

Как вы думаете, часы существовали всегда? Кто-нибудь знает, как люди раньше определяли время, когда не было часов? (ответы детей)

Давным-давно, когда еще не было часов, люди узнавали время по солнцу. Взошло солнце – пора вставать, темнеет – пора спать.

Но однажды люди заметили, что тени от всех предметов движутся по кругу, становятся длиннее и короче, в зависимости от положения солнца на небе. Так человек придумал солнечные часы - с амые древние часы (Слайд 2). Родина этих часов - Вавилон. Циферблат часов устанавливался на открытое, хорошо освещенное солнцем пространство. Вместо стрелки ставили в серединке стерженёк, который отбрасывал тень. Солнце всходило, и тень от стерженька начинала двигаться вокруг него. Но был у этих часов один недостаток.

Правильно, часы были всем хороши, но без солнца они не работали.

Тогда люди изобрели водяные часы (Слайд 3). Они состояли из двух сосудов, по капелькам вода перетекала из одного сосуда в другой и по тому, сколько вытекло воды, определяли, сколько прошло времени. Такие часы назывались клепсидрами и использовались они очень долго.

Какой же недостаток, по-вашему, был у них? (ответы детей)

В них нужно было все время подливать воду.

Из древности к нам пришли и другие часы – песочные (Слайд 4). Они состояли из 2-х стеклянных конусов, соединенных вместе, внутри был насыпан песок. Объем песка указывал на определенный промежуток времени. Они сохранились до нашего времени: ими до сих пор пользуются в медицине, если нужно отмерить временные отрезки небольшой длины: 1 минуту, 2 минуты, 5 минут . Эти часы были очень точными, но был и у них недостаток.

Как вы думаете какой? (ответы детей)

Правильно, их нужно постоянно переворачивать.

Когда-то были и огневые часы (Слайд 5). На свечу наносили деления, в нижнее деление втыкали иголку с привязанным грузом. Свеча догорала до иголки, груз падал. Это означало, что прошел определенный промежуток времени.

Безопасны ли были такие часы? (ответы детей)

Свеча может упасть и случится пожар.

Существовали и живые, природные часы. Какие, как вы думаете? (ответы детей)

Петух – поет с восходом солнца (Слайд 6);

Цветы – часы (Слайд 7), бутоны которых раскрываются и закрываются с заходом солнца. Есть цветы, которые раскрываются ночью, а закрываются днем.

Но все эти часы не точны, или неудобно ими пользоваться.

И со временем люди изобрели механические часы (в которых используется механизм) (Слайд 8), затем электрические (работают от электричества), электронные (на батарейках) (Слайд 9).

Пальчиковая гимнастика "Часы для совы"

Соблюдается совой

Сжимают и разжимают

Распорядок часовой

кулачки на обеих руках

Ночью в час по распорядку

Показывает один палец

Совы делают зарядку

Руки на поясе, наклоны влево и вправо

Циферблат покажет два

Показывают два пальца

В магазин спешит сова

Шагают на месте

В три - готовит суп

Показывают три пальца и "варят"

В четыре

Показывают четыре пальца

Вытирает пыль в квартире

Делают вид, что вытирают пыль

Показывают пять пальцев и "читают книгу"

В шесть она садится есть

Показывают шесть пальцев и "кушают "

Семь показывают стрелки

Показывают семь пальцев

В гости к ней приходят белки

Прыгают на месте, руки перед грудью

Не поздней восьми часов

Показывают восемь пальцев

Совещание у сов

"Совещаются" между собой

Но как только девять бьет

Показывают девять пальцев

В лес сова идет гулять

Шагают на месте

В десять у нее - вязанье

Показывают десять пальцев и "вяжут"

А в одиннадцать - купанье

еще один палец и "плавают"

Как двенадцать бьет часов

Показывают сначала десять пальцев, затем

еще два пальца

Двери в доме на засов

"Закрывают дверь на ключик"

В полдень ей пора в кровать

Потягиваются и зевают

Любит днем сова поспать

Руки под щеку и "спят"

В час встает и - на зарядку

Сжимают и разжимают кулачки

на обеих руках

А вы знаете, как устроены часы? (Слайд 10) (Дети отвечают, что часы имеют корпус, часовой механизм, циферблат и стрелки).

Сколько стрелок может быть у часов?

Как правило - 2 или 3:

Толстая короткая, которая движется очень медленно и показывает часы.

Толстая длинная, движется быстрее и показывает минуты.

Тоненькая длинная, быстробегущая – секундная.

Из секунд складываются минуты, из минут – часы. В минуте 60 секунд, а в часе 60 минут.

Из часов складываются дни, из дней – недели, из неделей – месяцы, из месяцев – год и т. д.

Если минутная стрелка совершает круг вокруг циферблата, то проходит час, короткая при этом передвигается на одну цифру. Между цифрами есть деления, одно деление равно 1 минуте. Когда секундная стрелка проходит круг – минутная передвигается на 1 деление. При перемещении минутной стрелки от одной цифры до другой проходит 5 минут. (Свой рассказ воспитатель демонстрирует на модели часов) .

Давайте мы с вами поиграем (детям раздаются модели часов, сделанные из картона).

Для определения времени нужно посмотреть, как расположены стрелки.

Поставьте на своих часах обе стрелки, часовую и минутную, на цифру 12, как на моих часах. Когда обе стрелки и минутная и часовая находятся на 12, значит ровно 12 часов. А теперь передвиньте короткую (часовую) стрелку на цифру 1. Если часовую стрелку передвинуть на 1, то будет 1 час.

Сколько времени сейчас на ваших часах? (1 час)

А теперь передвинем короткую стрелку на цифру 2, длинная стрелка по-прежнему остается на 12.

Сколько теперь времени на ваших часах? (2 часа) и т. д.

А теперь поставьте стрелки на ваших часах так, чтобы они показывали 6 часов.

Как расположены стрелки на ваших часах? (большая на 12, маленькая на 6)

Чем же отличаются часы друг от друга? (формой, цветом, размером, материалом корпуса, местом положения).

А как же называют часы, которые: (Слайд 11)

Находятся на башне - … башенные (Слайд 12),

Висят на стене – настенные (Слайд 13),

Стоят на полу - … напольные (Слайд 14),

Носят на руке - … наручные (Слайд 15),

Лежат в кармане - … карманные (Слайд 16),

Стоят на камине - … каминные (Слайд 17),

Стоят на столе - …настольные (Слайд 18).

А чем же все часы похожи? (они все показывают время).

Давайте теперь посмотрим, какие же самые известные, красивые и необычные часы изобрели люди (рассматривание слайдов 19-26).

Часть 3 –заключительная .

Мы с вами хорошо сегодня постарались, вы много нового и интересного узнали. Расскажите, что же больше всего вас заинтересовало, удивило, что понравилось?

Может у кого-то возникли сложности во время выполнения заданий?

Может что-то осталось непонятным для вас? (ответы детей).

В завершение занятия детям предлагается самостоятельная работа: на рабочих листах нарисованы часы, которые показывают время. Нужно найти среди них пару часов, которые показывают одинаковое время, и раскрасить их одним цветом (дети выполняют работу самостоятельно).

Песочные часы Они состояли из 2-х стеклянных конусов, соединенных вместе, внутри был насыпан песок. Объем песка указывал на определенный промежуток времени

Огневые часы Тонкие свечи длиной около метра с нанесенной по всей длине шкалой, сгоравшие также за определенное время

Часы – Петух - Давным –давно люди узнавали время по живым часам. Эти часы ходят по двору, хлопают крыльями и, взлетев на забор, кричат « Ку – ка – ре – ку!»

Часы цветы Цветы некоторых растений открываются и закрываются периодически в одно и тоже время. У картофеля цветки открываются в 6-7 часов, закрываются в 14-15 часов. У одуванчика в сухую погоду открываются в 5-6 часов закрываются в 20-22 часа.

Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. Внутрь их поставил пружину, закрутил её, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колёсико. Оно цепляется за другое колёсико и вертит его. Второе же колёсико вертит стрелки.

Механические часы нужно каждый день заводить. Забыл завести часы – они встали. А какие часы не надо заводить? Не нуждаются в заводе электронные часы. Они работают на батарейках. У них даже нет стрелок – на экране светятся цифры. Время показывают точное и не капризничают.

Если минутная стрелка совершает круг вокруг циферблата, то проходит час, короткая при этом передвигается на одну цифру. Между цифрами есть деления, одно деление равно 1 минуте При перемещении минутной стрелки от одной цифры до другой проходит 5 минут. Модель часов

Видите, ребята, какой сложный путь прошли часы. И всё это придумал и сделал человек. Посмотрите, какие красивые часы разработали люди!

Может быть вы догадаетесь, как называются часы на башне? Как называются главные часы нашей Родины?

Если часы весят на стене. Как называются такие часы?

Если часы стоят на полу. Как называются такие часы?

Эти часы носят на руке. Они называются…

Если часы носят в кармане. Дайте им название.

Это старинные часы, они обычно стоят на камине. Попробуйте дать им название.

Часы стоящие на столе, как называются такие часы?

Необычные настольные часы

Часы - кулон

Часы-перстень